Лариса Покинтелица
Конспект НОД по ФЭМП «Знакомство с цифрой 0»
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.
Цель: знакомство детей с цифрой 0.
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Форма организации: групповая, индивидуальная
Методы и приемы:
Словесные - наводящие вопросы, беседа, напоминание, контроль, поощрение.
Наглядные - демонстрация моделей.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Знакомство с цифрой 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
Практические - действия с дидактическим материалом.
Предварительная работа: обучение составу числа в пределах 5, ориентация в пространстве на листе бумаги, сравнение величины по длине.
Материалы и оборудование: коврограф В. В. Воскобовича, модель "Улиточка" (5 стакончиков с цифрами 1-5, 20 палочек, модель «Яблонька» (яблонька, 10 яблок), модель «Ленточки» (5 ленточек различной величины, модель «Аквариум» (Аквариум, 10 рыбок).
Задачи:
1. закреплять знания детей о порядковом счёте и составе числа в пределах 5;
2. совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, снизу, сверху;
3. 3. развивать умение сравнивать предметы по длине, располагать их в сериационные ряды от самого маленького до самого большого и наоборот.
1. Вводная часть
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку:
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
- Как вы думаете, что это?
-Конечно же. Это цифры.
- Кто знает цифры? Поднимите руку.
-Все знают цифры.
-Назовите их пожалуйста.
- И хором!
-Для чего они нам нужны?
- А если бы их не было.
Мы смогли считать?
2. Основная часть
Перемещение в зону коврографа.
Применение модели «Улиточка»
Воспитатель:
-У меня есть вот такая красивая улиточка.
-Она у нас умная и приготовила вам задания.
-Посмотрите, мы имеем 5 стаканчиков и на каждом стаканчике написана цифра.
-Они вам знакомы?
-Назовите их.
-Теперь внимательно слушаем задание.
-Поставьте в стаканчик столько палочек, какая цифра написана на стакане.
Давайте вместе.
Сколько палочек нужно положить в 1-ый
-Во 2-ой?
-В 3-ий.
-В 4-ый?
И в 5-ый.
-А теперь другое задание.
В каждый стаканчик я поставлю по 1 палочке.
Слушаем задание:
В каждый стакан нужно добавить сколько – то палочек. Сколько вы мне будите говорить.
Количество палочек в стакане должно соответствовать цифре на стакане.
-1-ый стакан.
-Какая цифра на нем написана?
-Сколько я должна в 1-ый стакан добавить палочек?
-2-ой стакан
-Какая цифра на нем написана?
-Сколько я должна во 2-ой стакан добавить палочек?
-Сколько получилось?
-Считаем.
- Два – это 1 и еще 1
На сколько палочек во 2-ом стакане больше чем в 1-ом.
3-ий, 4-ый и 5-ый стаканы по такому же принципу.
-У меня есть еще одна цифра.
-Кто знает, что это за цифра.
-0
-Что она обозначает?
-Сколько мы должны поставить палочек к этой цифре?
-А в стаканчик с цифрой 10?
-В цифре 10 есть тоже ноль.
-Почему такая разница. Здесь ни одной палочки, а здесь много?
Правильно! Дело в единичке.
-Если ноль идет за какой-нибудь цифрой, то он уже обозначает множество, а если сам по себе, то ничего.
-Молодцы!
Физминутка
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать
1- подняться, потянуться
2- согнуться, разогнуться
3- в ладоши три хлопка,
головою три кивка
на 4 – руки шире
5 - руками помахать
6 - за парту тихо сесть
7 – 8 лень отбросим
9-10 считаем вместе
Модель «Аквариум»
Воспитатель:
-Предлагаю вам поиграть.
-Имеется вот такой аквариум.
-Вы согласны?
-Слушаем правила игры.
-Вы по очереди будите выходить к аквариуму и выполнять мои задания.
-А мы с ребятами будем контролировать правильность действий.
-Приступаем.
-Расположите рыбку по середине аквариума.
Она плывет вправо.
-Правильно?
-Ребята проверяем.
Модель «Ленточки»
Детям предлагается выполнить задание поточным способом:
-Разложите ленты, начиная короткой и заканчивая самой длинной.
-Назовите длину каждой ленты.
-Что вы можете сказать о длине фиолетовой ленты по сравнению с зеленой лентой?
Озвучивать 2, 3 варианта.
3. Заключительная часть
-Вам понравилось наше занятие?
-Что больше понравилось?
- Кто может сказать, чем мы сегодня занимались.
-Что новое Вы сегодня узнали?
Правильно!
-Мы:
- считали;
- сопоставляли количество предметов с цифрой;
-ориентировались в пространстве, располагая рыбок в аквариуме;
- сравнивали ленты: находили самые длинные ленты и самые короткие и располагали их в зависимости от размера.
-А еще мы познакомились с новой цифрой 0.
- А как вы думаете, цифра 0 важна в нашей жизни.
-Предлагаю вам узнать эту информацию дома и поделиться с нами.
Спасибо за внимание!