Елена Алексеевна Бажина
НООД «Животные Севера» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД в подготовительной группе
ОО «Познавательное развитие» \ Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Животные Севера»
Публикация «НООД „Животные Севера“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Программное содержание. Уточнять и расширять знания детей о животных Севера : характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах, способах приспособляемости к северным условиям; обогащать словарный запас детей; воспитывать у детей интерес к жизни животных.
Предварительная работа. Чтение: Катаев В. «Цветик – Семицветик», легенды Севера; Просмотр мультфильмов «Умка», «Лоло». Беседа «Как животные приспособились к зиме». Рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных». Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное». Рассматривание серии картин «Животные Севера».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель. Знаю, все вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться на экскурсию на Крайний Север, в Арктику. Только, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
Дети. Модель Земли.
Воспитатель. Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Дети. Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
Воспитатель. Где мы будем искать Арктику?
Дети. В верхней части глобуса, на макушке.
Воспитатель. Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и несколько месяцев длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север.
Основная часть.
Воспитатель. Вот, мы и очутились среди льдин, снега. Как холодно! Здесь среди снега и льдин спрятались звери. – Вы их видите? Пойдемте искать, аккуратно по льдинкам.
- А это первый сугроб, кто же там сидит? Здесь загадка! Я читаю, а остальные внимательно слушают и отвечают полным ответом.
Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву И на севере живу.
А лесной мой бурый брат Меду и малине рад.
(Белый медведь)
Правильно, это белый медведь. Он приготовил вам несколько вопросов о себе.
- Зачем белый медведь закрывает лапой нос? (Когда охотится, чтобы его не было заметно)
- Как называют чукчи (северный народ) детёныши медведя? Умка
- Чем питается белый медведь? (Рыбой, птицей, тюленями)
- Почему не холодно белому медведю? (Его спасает толстый подкожный слой жира)
- Где мы можем встретить белого медведя в Димитровграде или Самаре, или в Москве? (В зоопарке)
Давайте рассмотрим медведя на этой фотографии. Белый медведь одно из самых красивых животных. Полярный медведь отличается от других своих сородичей более удлиненным телом — на вид неуклюжим; короткими, толстыми, но сильными лапами. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей — это удобнее при ходьбе по снегу, а также при плаванье. Кроме того, пальцы соединены толстой плавательной перепонкой, а заканчиваются средней величины толстыми и кривыми когтями. Времена года не влияют на цвет шерсти: он всегда белоснежный или молочно-желтого цвета.
Белый медведь не впадает в спячку, невероятно устойчив к холоду и может выносить отрицательную температуру до 80 градусов: главное, чтобы рядом был открытый водоем, незатянутый льдинами. Самки, как и самцы, охотятся все время, но самки отдыхают лишь во время беременности. Беременная самка переживает осень и зиму в вырытой берлоге, которая, покрытая толстым слоем снега, представляет для нее весьма комфортное жилище. Жир, который она накапливает перед беременностью, медведица расходует всю беременность, потому что берлогу она оставляет, только когда солнце высоко восходит весной, и уже с двумя медвежатами. Самка заботится о них и быстро учит их всем премудростям.
Внешне может показаться, что это животное довольно неуклюжее, но это обманчивое мнение. Он хорошо плавает. Огромная масса жира исполняет роль плавательной подушки. В течение долгого дня белый медведь может проплыть огромное расстояние, причем абсолютно без перерыва. Ныряет он так же искусно, как и плавает на поверхности воды: вытащить лосося для него простейшая задача. Да и на суше он вовсе не такой уж и неуклюжий. Это его обыкновенная походка медлительна и размеренна, а при необходимости он может пуститься в рысь или галоп, и тогда медведь передвигается с поразительной скоростью. Он очень хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью выбирает более короткую и простую дорогу. Белые медведи чаще встречаются по одиночке, но случается, что они собираются в стаи по 20 и более голов.
Белый медведь – грозный хищник потому, что у него очень развиты все чувства, особенно у него хорошее зрение и обоняние. Белый медведь является самым большим арктическим животным, поэтому он не боится других зверей. Этот медведь очень любопытен. Его привлекает все новое, вкус которого он непременно проверяет. Полярные медведи прекрасно приспособились к суровым условиям севера. У них имеется два слоя меха – гладкий водоотталкивающий слой и плотный подшерсток, а также толстый слой жира - от 5 до 10 сантиметров - под кожей, который помогает удерживать тепло даже в самые лютые морозы. У них маленькие уши и хвост, что не позволяет им терять тепло.
ИГРА. А теперь давайте поиграем в «Увеличительные слова». Учим ребенка образовывать увеличительные существительные. Игра с мячом (педагог бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает) : у медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи, не язык, а язычище; не нога, а ножища.
Молодцы. Идем дальше. Следующий сугроб. А вот загадка.
Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
И в бассейне зоопарка
Зверю северному жарко. (Морж)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Звуки Ж – М
Мы моржи, моржи, моржи, От мороза не дрожим, 1
Мы холодною зимой Дружим с ледяной водой. 2
Мы моржи, моржи, моржи, Мы на льдине полежим, 3
Не страшна простуда нам Северным морским моржам. 4
Движения
1. И. п. – о. с. Руки перед грудью. Рывки локтями назад по 2 раза с разведением рук в стороны.
2. И. п. – о. с. Похлопывание по бедрам прямыми руками с напряжением рук.
3. И. п. – о. с. Наклоны вперед с отведением рук назад.
4. И. п. – о. с. Потягивание с разведением рук в стороны, вниз.
- Он большой, а не маленький, коричневого цвета; у него есть бивни, ласты; питается рыбой. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
Морж пригласил к нам своего друга, тоже ластоногого.
Этот ловкий рыболов
Толк в рыбалке знает.
Он поймает среди льдов
Мойву и минтая.
(тюлень)
Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы-вибриссы.
ИГРА. Продолжаем работу по обогащению речи ребенка притяжательными прилагательными в игре «Чей хвост». Вопросы: чей хвост, нос, лапы, туловище, клыки, усы, ласты.
На полярном берегу Все законы строгие.
Но морозы и пургу Терпят ластоногие.
Хоть от края и до края Ледяной суровый мир,
Но от холода спасает Их подкожный толстый жир.
(Тюлень, морж)
Еще на севере живут лемминги. Этот грызун немного похож на хомячка, но в отличие от него – с копытцами, в которые зимой превращаются когти передних лапок. Ими зверек раскапывает снег, делая в нем множество ходов. Ищет замершие грибы, ягоды, мох, листочки ивы – у него все идет в пищу. Под снегом он и гнездо себе делает: шар из сухой травы, ивовой коры, мхов. Внутри гнезда тепло и уютно. Там у самок рождаются детеныши. Всего месяц они живут вместе, а потом молодые лемминги уходят, а родители вскоре уже ждут новое потомство.
Когда еды вдоволь, самка приносит в год два–три помета по пять-шесть малышей. Если становится слишком тесно на одной территории, зверьки совершают дальние переходы. Сверху посмотришь, и кажется – будто вся тундра шевелится. Эти маленькие зверьки – самые многочисленные жители тундры. Но их не так просто увидеть: летом шкурка лемминга пестренькая – под цвет мхов и лишайников, а зимой – белая и пушистая.
Давайте рассмотрим с вами других северных животных : песца, зайца, овцебыка. Как эти животные приспособились к холодам?
Воспитатель. А сейчас мы с вами послушаем песенку про эскимоса – жителя Севера, который едет на нартах и поет веселую песенку, и потанцуем под неё. (Включается фонограмма).
Воспитатель. А ведь мы ещё про северных птиц не говорили. Белые чайки, утки, кайры.
Чайки зимуют на Севере. Кайры зимуют на Севере. Весной чайки и кайры слетаются к скалам.
Воспитатель. Много тысяч птиц слетается к скалам, кричат, шумят. Даже есть такое название – птичьи базары. А для чего они это делают? Чтобы выводить птенцов.
Чайки не строят гнёзд, яйца откладывают в ямки скал. Кайры тоже не строят гнёзд.
Чайки защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на врага. Кайры тоже дружны. Яйца помогает высиживать отец, пока мама кормится.
Чайка питается чужими птенцами, леммингами (грызунами, моллюсками, рыбой, остатками добычи от белых медведей. Кайры ныряют на глубину, ловят под водой мелкую рыбу.
Воспитатель. А какие животные всю жизнь проводят в холодном море и не выходят на сушу никогда?
Дети. Кит гренландский, северные дельфины : белуха, нарвал (единорог, касатка.
Воспитатель. Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?
Дети. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.
А я предлагаю свою игру, чтоб проверить ваши знания. Игра называется «Отвечай быстро». Я буду читать вам предложения, а вы быстро должны его дополнить. Согласны! Ну, что ж, начнем.
1. Кошка мяукает, а медведь (ревет).
2. У песца хвост длинный, а у медведя ….(короткий).
3. У белки шуба рыжая, а у песца … (белая, голубая).
4. У овцебыка рога маленькие, а у оленя … (большие)
5. Бурый медведь зимой спит, а белый (бодрствует, не спит).
6. Кайра ест рыбу, а белый медведь (рыбу, тюленей, яйца птиц).
7. Медведь ревет, а птицы… (поют).
8. Песец живет в норе, а белка в (дупле).
9. У оленя шерсть короткая, а у овцебыка … (длинная).
ИТОГИ. Пора и в детсад возвращаться. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось? Дети высказывают свои предположения.
А я Вам сюрприз приготовила.
ИГРА. На столе разложены картинки с изображением разных животных. Найди животное Севера – тебе подарочек : раскраски «Животные Севера»