ольга крылова
НОД для детей старшей группы «Взрослые и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 107»
Воспитатель: Крылова О. Ю. г. Иваново.
НОД для детей старшей группы «Взрослые и дети»
Программное содержание.
Образовательные задачи
Развитие экологических представлений
Формировать у детей представления о росте и развитии живых существ, в том числе человека. Освоение действия построения модели (лестницы) роста и развития живых существ. Развивать представления о заботе человека и животных о своем потомстве.
Публикация «НОД для детей старшей группы „Взрослые и дети“» размещена в разделах
Развитие пространственных представлений
Упражнять детей в ориентировке при прочтении плана группы, карты мира.
Развитие элементов логического мышления
Закреплять действия наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями.
Развитие речи
С помощью игровых ситуаций стимулировать речевую активность детей.
Упражнять в построении связного речевого высказывания, сочинении историй с опорой на заместители, в умении отгадывать загадки, вспоминать поговорки о воспитании. Содействовать правильному употреблению в речи существительных в родительном падеже. Развивать выразительность речи.
Развивающие задачи
Развивать познавательные способности детей – умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Активизировать восприятие детей, способность воображать, фантазировать. Развивать коммуникативные навыки. В парных упражнениях на доверие способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, развивать память, координацию движений.
Воспитательные задачи
Воспитывать любовь к близким людям в семье, стремление заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о детях. Учить доброжелательности в общении со сверстниками.
Материал
Игрушка – домовенок, шкатулка, план группы, иллюстрации с изображением взрослых, детей, 2 зонта (взрослый и детский) с прищепками, фотографии из семейных альбомов детей, 4 обруча, модель ручья, мелкие игрушки, энциклопедия «Я расту», лестница из 3-х ступенек, бабочка на палочке, схема цикла развития живых существ, карточки развития животных и человека всем детям, яблоки красные и зеленые для угощения детей.
Ход НОД
1. Звучит лирическая мелодия.
- Ребята, на нашем занятии много гостей. Давайте поинтересуемся, всем ли удобно, у всех ли хорошее настроение. А если немного грустно советуем зарядиться солнечной энергией вместе с нами. Представьте, что у вас в руках солнце, оно дарит нам свет и тепло. Приложите руки к сердцу, почувствуйте добро, тепло. А теперь у вас в руках чистая, прозрачная вода. Приложим руки к животу, почувствуем прохладу, свежесть, наш организм очищается. И, наконец, возьмем в руки землю, которая растит все, что мы любим, опустим руки на желудок. Бережно перемешаем все это. А теперь поймаем космические нити и руками проведем по лицу, груди, ногам до кончиков пальцев. Мы стали сильные, выносливые, добрые, наполнились положительной энергией.
2. Слышно шуршание.
- Ой, кто-то шуршит. Воспитатель оглядывается, ищет: «Да кто же это? Может быть, найдем его по плану, здесь есть метка». Дети, ориентируясь по плану, находят домовенка. «Да это же домовенок наш, Шуршуня. Заскучал он без нас вот и показался. Домовенок никогда не выходит из дома и очень просит вас помочь ему понять, что происходит с живыми существами, как они изменяются со временем. Чем же займемся?» (Поможем, расскажем).
- А волшебный сундучок нам в этом поможет. Как же он у нас открывается?
Дети хором: «Ты волшебный сундучок, всем ребятам ты дружок.
Очень хочется нам знать, что ты нам принес опять?»
Воспитатель достает схему: «Вы на схему посмотрите, что же здесь нам расскажите». (На схеме круг, он обозначен буквой Л, а две точки в нем – буквами Д, В). Рядом на подносе картинки с изображением взрослых и детей.
- Как назвать всех общим словом? (люди) На какие две группы можно разделить картинки? (взрослые и дети). Давайте, ребята, чтобы Шуршуня все понял, поместим картинки с изображением взрослых под большой зонт, а детей – под маленький.
(Дети, приседая, а затем, поднимаясь на носочки, прикрепляют картинки прищепками к маленькому и большому зонтам).
- Ой, начался дождь, под какой зонт интересно вы спрячетесь? (Дети прячутся под маленьким зонтом и объясняют свой выбор).
- Шуршуня, ребята принесли фотографии из своих семейных альбомов, послушай, что они расскажут. (2-3 ребенка рассказывают о своей семье, называют взрослых, детей, как взрослые о них заботятся и как они помогают).
- Ребята, расскажите, что с вами случалось в жизни, и как взрослые помогли (рассказ 1 ребенка).
- Дети, я хочу поиграть с вами в игру «Взрослые, дети», но подойти к ней можно только по этой разноцветной тропе:
«Вы пройдете всей гурьбой этой яркою тропой.
Друг за другом нужно встать, поговорки прочитать».
Игра "Дополни изречение" (один ребенок, начиная поговорку, прыгает на первый камешек, если дети дополняют изречение – допрыгивает до конца тропинки):
«Кто кормит ребенка,\ та для него и мать». «Своих птенцов\ и грач считает красивыми».
«Куда мать,\ туда и дочь». «Дитя слаще\ меда».
«На одной руке,\ а все пальцы разные».
«Ребенка надо воспитывать пока он в колыбели,\ а теленка – пока на привязи».
«Свет земли – солнце,\ а свет человека – ученье».
«Что ты сделаешь для отца, \ то сделают для тебя твои сыновья».
«Виноград у винограда цвет перенимает,\ а человек у человека – ум».
Игра «Взрослые, дети». Дети разбиваются на пары, один - взрослый, другой ребенок. У ребенка завязаны глаза, взрослый должен привести его в детский сад, помогая выполнять по пути задания: найти на ощупь заданную игрушку, перепрыгнуть через ручей, войти в ворота.
- Так могут ли дети жить без родителей, почему? (дети делают вывод, что ребенку без родителей трудно).
3. Звучит музыкальная шкатулка, воспитатель открывает сундучок, достает картинки с изображением цикла развития человека.
- У меня картинки, а кто на них отгадайте.
«Утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех».
- Видели ли вы женщин с большими животами? Почему у них такой живот?
Дети рассматривают картинки на мольберте.
- Что общего у них? Чем отличаются взрослые от детей?
Давайте помечтаем, представьте, какая у вас будет семья, когда вы вырастите?
(Рассказ 2-х детей по схеме).
Воспитатель, показывая на картинки: «Люди не просто растут, а становятся более умными, воспитанными, самостоятельными».
- А мы поиграем и посмотрим «Кто живет у нас в квартире?»
Физкультурная минутка:
- Раз, два, три, четыре – хлопки
Кто живет у нас в квартире – шагаем
Папа, мама, брат, сестра – прыжки
Кошка Мурка, два котенка – наклоны
Мой сверчок, щенок и я – приседания
Вот и вся моя семья! – хлопки
4. Звучит музыкальная шкатулка. Воспитатель достает схему: «Вы на схему посмотрите, что же здесь нам расскажите». На схеме круг обозначен буквой Ж,
а точки в нем буквами П, З, Р, Н. Если буква Ж обозначает животных, то, что обозначают другие буквы? У меня в руках картинка птенца, отгадайте какой птицы? Ребенок загадывает: «На пруду, по глади вод, птица белая плывет.
Взгляд ее, изгиб спины, все в ней дивной красоты!» Воспитатель открывает на мольберте картинку птенца.
- Ребята, а заботятся ли взрослые особи о своем потомстве? (Рассказ о пингвинах).
- А здесь картинка малька, но какой рыбы подскажет загадка. Ребенок: «Челюсти в острых зубах, иглы на плавниках. Да и глаза, как плошки у хищной этой рыбешки». Воспитатель открывает картинку малька, дети рассказывают о заботе морского конька о потомстве.
- Третья картинка личинки насекомого. Ребенок: «Что за девчонка: в поясе тонка, огромные очи, летит – стрекочет». Появляется картинка личинки насекомого.
- А вот бабочка отложила яички и улетает, не заботясь о них совсем, следите за ней глазами.
Зрительная гимнастика:
Бабочка летает повсюду: налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз. и назад спешит.
(дети следят глазами за игрушкой бабочки, которую двигает воспитатель).
- Так меняются ли живые существа с возрастом? (дети делают вывод – да, отличаются не только ростом, но и поведением).
5. Звучит музыкальная шкатулка. Воспитатель достает карточки с изображением трех стадий развития животных и человека, располагает их на лестнице роста и развития, рассматривает с детьми, называя все стадии.
Игра «Кого не стало?» (дети закрывают глаза, воспитатель убирает поочередно некоторые картинки, дети отгадывают, чего не стало).
- Теперь я предлагаю вам стать фотографами, сфотографируйте схему и сделайте фотографию. А фотоаппаратами будут ваши глаза. (Воспитатель через некоторое время убирает схему, а дети пробуют выложить ее на своих лестницах).
Воспитатель: «Вот первая фотография, она точно отражает оригинал! Ты хороший фотограф». Когда все справились с заданием, воспитатель делает вывод: «Все живое на Земле не только растет, но и развивается, так как меняется внешний вид и поведение живых существ».
Игра «Найди пару» (у детей по одной карточке взрослых живых существ или их малышей, под музыку дети бегают, а её с окончанием – находят пару).
В заключении воспитатель предлагает детям встать на ту ступеньку большой лестницы из кубов, на стадии развития которой они сейчас находятся, и объяснить свой выбор.
6. – Ребята, Шуршуня как всегда незаметно исчез. Но раз у него нет вопросов, значит, он все понял, а в благодарность он что-то вам оставил. Кому было сегодня интересно, возьмет красное яблоко, а кто не все понял – зеленое.