Марина Филимонова
Конспект НОД «Волшебный молоточек»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Тема. Что такое ударение.
Цели: дать элементарное представление об ударении, учить выделять ударный звук в слове.
Закрепить умение делить слова на слоги.
Продолжать тренировать детей различать твердые и мягкие согласные.
Развивать умение сравнивать факты речи и делать выводы.
Активизировать в речи глаголы.
Воспитывать внимательное отношение к речи сверстников, умение вежливо исправлять чужие ошибки.
Оборудование: слоговые кубики, перчаточная игрушка кот.
Дети рассаживаются.
Публикация «Конспект НОД „Волшебный молоточек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Воспитатель: Сегодня мы, ребята, познакомимся…Ой, что это? (Воспитатель подходит к шкафу, озвучивает Кота: «Мяу, мяу!»). Кто-то мяукает (Воспитатель открывает шкаф, достает игрушку. Кто ты?
Кот: (Озвучивает воспитатель).Я – кот.
Воспитатель: А как тебя зовут?
Кот: а вот отгадайте! Имя мое состоит из двух частей, а начинается на звук (к).
Ребята предлагают варианты, например, Котя, Киса, Коток, Кузя, Кеша. Обговорить, почему не подходят имена Киса и Кеша - в этих словах звук (к) мягкий.
Кот: Отгадали, отгадали! Меня зовут Кузя.
Воспитатель: А что ты умеешь делать?
Кот: Не скажу!
Воспитатель: Ну что ж, мы и сами можем рассказать, что умеют делать коты, правда, ребята?
Дети перчисляют: бегать, прыгать, мяукать, царапать, мурлыкать, ловить мышей, выгибать спинку, точить когти, шипеть и фыркать, греться на солнышке, играть и проч.
Воспитатель: Верно! Вот только читать коты не умеют.
Кузя: Ну, я-то умею!
Воспитатель: Вот чудеса! Так ты ученый кот. Ну-ка, прочти, что за слово я сейчас выложу. (Из кубиков выкладывается слово «рыба»).
Кузя (читает) : рыбА (с ударением на «А»).
Воспитатель: Какое-то непонятное слово получилось. Ты, Кузя, неправильно прочитал.
Кузя: Как это неправильно? (Обращается к детям) : Это - «ры»? (Дети подтверждают.) А это - «ба»? (Дети подтверждают). Ну вот, все правильно: рыбА! Воспитатель: Какже так, ребята? Кузя правильно читает слоги, а слово получается неправильное! Прочитаайте это слово. (Дети читают «рЫба», а теперь ты, Кузя, прочитай.
Кузя: РыбА.
Воспитатель: В чем же дело? Почему наше слово получается разным?
Дети высказывают свое мнение. Если ребята затрудняются, воспитатель несколько раз медленно произносит слово правильно и (от лица Кота) с неправильным ударением. Дети отмечают, что мы дольше произносим гласный «Ы», а Кузя – звук «А».
Воспитатель: Верно, ребята. Мы выделяем голосом звук «Ы». По-другому можно сказать, что мы ставим на этот звук ударение. Если ударение поставить неправильно, то слово можно совсем не узнать. Ударение обозначается вот таким знаком. (на кубик «Ы» выставляется кубик со значком ударения.) Похоже на маленький молоточек, который ударяет по звуку, чтобы он звучал дольше.
Кузя: И зачем только нужно это ударение, совсем меня запутали!
Воспитатель: Какой ты, Кузя, невнимательный! Объясните, ребята, Кузе еще раз, зачем нужно ударение?
Ответы детей: Ударение нужно, чтобы узнавать слова.
Воспитатель: Верно, ребята. Вот сейчас и ты, Кузя, убедишься! (Выставляется из кубиков слово «мука». Ставлю кубик со значком ударения на букву А.) Прочитайте ребята это слово. Что получилось? Верно. Что такое «мукА»? Размолотое зерно. А теперь? (Ставлю кубик-ударение на букву У)
Дети:МУка.
Воспитатель:Что такое мУка?
Дети: Мучение, трудности, неприятности.
Воспитатель: Получилось совсем другое слово! Стоит ошибиться с ударением, и вместо «мукИ» получится «мУка». Как же пирожки печь из «мУки»? А вот и еще фокус с ударением. (Выкладывается слово «замок». Прочитайте, пожалуйста, ребята, это слово. А что получится у вас, скажите мне на ушко, по секрету. (Дети называют слова «зАмок» и «замОк», некоторые озвучивают оба варианта.
Воспитатель:А теперь, кто прочитал слово «зАмок», вставайте слева от меня. Кто прочитал слово «замОк», иставайте справа. Кто же из вас прав?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что все зависит от того, где поставить ударение. Обе команды правы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь ты понял,Кузя, какая важная вещь – ударение?
Кузя: Понял. Вот спасибо. А можно я еще к вам приду, мне было так интересно, люблю я учиться!
Итог:
Воспитатель: Конечно. А вам, ребята, что сегодня показалось самым интересным? А самым трудным? О каком волшебном молоточке мы сегодня узнали? Для чего нужно ударение? Молодцы!