Куликова Татьяна
НОД «Волшебница-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закреплять знания детей о характерных признаках зимы, свойствах снега, изменениях в жизни птиц и диких животных;
Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Активизировать словарь детей, учить по возможности полно отвечать на поставленные вопросы, развивать звуковую культуру речи детей (сочетание звуков (кр); воспитывать любовь к живой природе, умение заботиться о ней.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие» и «речевое развитие».
Публикация «НОД „Волшебница-зима“» размещена в разделах
Оборудование. Пакет с крахмалом, большой лист синей бумаги, емкость со снегом, мука, пакет из-под сока, изображения зайца и белки летом и зимой.
Ход занятия.
1. Оргмомент
Дети входят, здороваются.
- Дети, посмотрите в окошко на улицу. Что вы видите? (Много-много снега)
В. : Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Какого цвета снег? (Белого)
- Правильно. Но очень хотелось бы рассмотреть снег внимательнее.
(Раздается стук в дверь)
- Дети, кажется, к нам пришли гости. Да это зайчик! Здравствуй, зайка. Он прямо из леса пришел и принес…то, что нам нужно – ведерко снега.
- Давайте рассмотрим его внимательно. Снег кажется нам очень чистым.
Воспитатель ставит перед детьми емкость со снегом.
- Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он на ощупь? (Холодный)
Воспитатель кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит.
- Куда пропал снег из ваших рук? Почему он растаял?
- Рассмотрите воду, в которую превратился снег в чашке. Чистая ли она? А теперь объясните, почему нельзя есть снег.
2. Дети подходят к столу, на котором лежит пакетик с крахмалом. Воспитатель просит закрыть глаза и нажимает рукой на пакет.
- Что напоминает вам этот звук? (Скрип снега)
- Давайте мы с вами тоже изобразим голосом звук скрипящего снега (дети вместе с воспитателем произносят сочетание звуков «кр» - тише, громче).
- Снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При таком морозе снег не лепится. А вот когда на улице не очень холодно, снег – липкий. Чем тогда очень любят заниматься дети, а иногда и взрослые? (Лепят снеговиков, крепости, разные постройки.)
В. : Тихо, тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
Воспитатель предлагает детям нарисовать падающий снег.
На столе разложен большой лист синей бумаги, стоят несколько блюдечек с мукой.
- Снежинки рисуем одним пальцем, обмакнув его в муку и приложив к листу. Хлопья снега рисуем указательным и средним пальцем, сложенными вместе. Снегопад получится, если дотрагиваться до бумаги всеми пальцами.
Физминутка
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Кто-то зайку напугал,
Белый зайка убежал!
3. В. :
- Скоро мы с вами пойдем гулять. Напомните мне, что вы надеваете на прогулку? Зачем люди зимой надевают шубы, шапки, сапоги? А как от морозов спасаются звери?
- Снять одну одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шубка становится более пушистой и теплой. А заяц и белка еще и цвет шубы меняют. Зачем, как вы думаете?
Воспитатель демонстрирует изображения белки и зайца летом и зимой. Дети рассматривают картинки, сравнивают, анализируют.
4. - Трудно приходится зимой зверюшкам и птицам в лесу, ведь в морозы животным нечего есть. А знаете ли вы, чем питаются птицы? (Жучками, семенами и т. д.) Но зимой нет ни жучков, ни червячков, ни цветов, ни семян. Поэтому люди должны заботиться о птицах. Давайте поможем птичкам и сделаем для них кормушку.
Воспитатель на глазах у детей обрезает молочный пакет и привязывает к нему веревку. Кормушка готова!
- Почему ее назвали кормушкой? Какой корм мы положим туда, когда пойдем гулять? Как еще можно назвать кормушку? (птичья столовая)
- Сделайте дома кормушки и развесьте их у себя во дворе. А если пойдете в лес, не забудьте угощение для белочки.
5. Итоги занятия.
- О чем мы говорили сегодня? Что бывает зимой? Почему нужно зимой особенно заботиться о птицах и зверях? Кто запомнил, почему звери зимой меняют шубку? Что вам больше всего понравилось сегодня?