Ирина Юрьевна Кузнецова
НОД в старшей группе «Путешествие в песочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию познавательно-речевой активности детей через игры - экспериментирования в старшей группе
ТЕМА: «Путешествие в песочную страну»
Цель: развивать у детей познавательно – речевые способности через разные образовательные области.
Задачи:
• Образовательные:
• дать детям элементарные представления об особенностях жарких стран;
• формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
Публикация «НОД в старшей группе „Путешествие в песочную страну“» размещена в разделах
• Обогащать познавательно - речевую сферу детей информацией через беседу, игры – экспериментирования, активизировать речь детей.
• Продолжать знакомить детей с особенностями песка и его свойствами.
• Познакомить со способом рисования песком на стекле.
Развивающие:
• развивать способности детей путем выполнения заданий в ходе опытно-
экспериментальной деятельности.
• развивать социальные навыки: умение выслушивать и отвечать по - очередности, учитывать мнение партнера;
Воспитательные:
• создать условия, способствующие проявлению самостоятельности и познавательно – речевой активности.
• воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Методы и приемы:
• Словесный;
• Наглядный: показ слайдов, показ способа действия;
• Практический: опыты и эксперименты, рисование песком.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска, контейнеры с песком, стаканы с водой; палочки, на которых с одного конца прикреплены крышки; схемы-карточки, лупы, использование мультимедиа, ящик для рисования песком.
Предварительная работа: Беседа о песке, рассматривание иллюстраций «Пустыня», «Животные пустыни», чтение энциклопедий, рисование на влажном и сухом песке, игры с песком в песочнице, рассматривание песка на прогулке.
Ход работы: - Посмотрите у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и со всем тем, что нас окружает:
Физминутка - приветствие
-Здравствуй небо (руки вверх).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).
Будем дружно мы играть (берутся за руки).
- Посмотрите, ребята, кто это так тихо сидит?
-Давайте познакомимся с обезьянкой, ее зовут Микки, а вас как зовут? (имена детей)
-Послушайте, ребята, что я вам расскажу:
“Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок мне привез.
Сидит она, тоскует
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
“На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах
Визжат мои подружки,
Качаясь на хвостах.
Финики чудесные
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей”
-Поможем Микки попасть домой?
-Африка! Африка!
- Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? (ответы) А вы хотите на ковре – самолете? Давайте смастерим ковер – самолет из модулей…
Усаживайтесь на ковер… Ну что, готовы путешествовать? (Да). Тогда закрывайте глаза и полетели! (Под музыку). Вот уже наш ковер – самолет высоко поднялся над землей. Мы летим над лесами, морями, горами и над жгучими песками. Вот и прилетели! Открывайте глаза…
(дети садятся на скамейку, просмотр презентации)
-Где мы с вами оказались?
-Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.
Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (песок)
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.
Как называют место, где много песка? (пустыня)
-Какая пустыня находится в Африке? (Сахара)
-Какие пустыни вы еще знаете? (Каракумы, Калахари)
- Песок в пустыние лежит песчаными холмиками, кто помнит, как они называются (БАРХАНЫ). Как образуются барханы? (ветер дует, песчинки перемещаются и появляются барханы).
(слайд2)
-Кажется, в пустыне не может быть животных, но, посмотрите, что за чудеса.
По пустыне медленно движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто это? (верблюд)
(слайд3)
-Верблюда называют «кораблем» пустыни, почему? (отправляясь в дальний путь, могут подолгу обходиться без воды и еды)
-Как называется группа верблюдов, идущих друг за другом? (караван)
(слайд4)
-Зачем людям нужен караван верблюдов?
(верблюды перевозят тяжелые грузы, людей - это очень сильные и выносливые животные)
(слайд5)
- Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
- Оказывается, могут.
-Назовите растения пустыни (верблюжья колючка)
Давайте отправимся дальше…
(Перед детьми появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы.)
(слайд6)
И такое место называется оазис.
-Посмотрите, ребята, как повеселела обезьянка Микки.
- Вы догадываетесь, почему радуется обезьянка? (ответы)
-Мы, ребята, сделали доброе дело, помогли маленькой обезьянке.
-Микки нам передала угощение – ФИНИКИ (на тарелке)
-Скажем Микке спасибо и поиграем с ней…
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
- Ну а теперь нам пора возвращаться из жаркой пустыни обратно в детский сад. Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза…
Вот уже наш ковер поднялся над пустыней, летим над жгучими песками, горами, морями, лесами. Вот и прилетели!
- Ребята, а вы хотите в нашей лаборатории поэкспериментировать с песком?
-Но, сначала разомнем наши руки…
Пальчиковая гимнастика «Мои умелые руки»
• Дети проходят за столы – практическая часть.
***Во время работы с песком нельзя брать песок в рот, тереть руками глаза, рассыпать песок!
Опыт № 1: *У вас у каждого контейнер с песком. Я вам предлагаю взять лупу и с помощью нее рассмотреть внимательно песок. (Дети с помощью лупы исследуют песок) .
- Из чего состоит песок? (из песчинок). - Какого они цвета?
- Одинаковые ли они по размеру, по форме?
Вывод: Песок состоит из песчинок разного цвета, формы и размера!
Опыт № 2: *Возьмите в руку ложку, наберите в нее песок и высыпьте песок из ложки.
- Легко ли пересыпается песок?
- А если он легко пересыпается он сухой или влажный?
- А из сухого песка можно лепить? (Нет)
Вывод: Сухой песок обладает таким свойством, как сыпучесть.
Опыт № 3: - Как вы думаете, легко ли шагать верблюду по пустыне? (Ответы детей). Давайте мы это и проверим. (У детей емкости с песком, палочки, на которых с одного конца прикреплена крышка).
*Возьмите пластмассовый болтик и острым концом прошагайте по песку. Представим, что это верблюд шагает по пустыне. Что происходит? Проваливается ли болтик в песок? (Да)
- А теперь переверните болтик другим концом (шляпкой) и походите по песку.
Он проваливается в песок? (Нет)
Вывод: чем больше площадь поверхности, тем она лучше держится на песке.
Опыт № 4: - Как вы думаете, что происходит с водой в пустыне? (Ответы детей) .
*Возьмите стакан с водой, вылейте в контейнер с песком. Что вы наблюдаете?
-Вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
Вывод: свойство песка - песок ПРОПУСКАЕТ воду.
Опыт № 5: - Мы до этого рассматривали сухой песок, а теперь каким он стал? (влажный).
- С помощью лупы рассмотрите мокрый песок.
- Каким он стал цветом?
- С помощью ложки наполните формочки песком и переверните. Что у вас получилось? (ответы)
Вывод: Влажный песок лепится.
-Молодцы, со всеми заданиями справились, вытирайте руки салфетками…и
выходите в круг:
- Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране ПЕСОЧНОЙ мы найдём
Мираж, а может чудо…
Физминутка «Замок»
-Кто догадался, куда мы попали? (в Песочную страну)
(дети подходят к ящику с песком и коллективно изображают рисунок)
«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью» - по словам психолога…
(рассматриваем рисунок, показываем гостям)
Рефлексия.
- Вы, ребята, молодцы!
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что нового узнали?
- Кому расскажете?
- Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие, протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Всем спасибо!