Наталья Кнурова
НОД по экологии в старшей группе «Путешествие в страну комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать
обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними.
Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.
Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых
для роста гороха. Учить сажать проросший горох.
Публикация «НОД по экологии в старшей группе „Путешествие в страну комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.
Предварительная работа:
Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями : особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях.
Каждый ребенок получает несколько семян гороха. Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.
Словарная работа: аспидистра, сансевьера.
Развивающая среда:
Комнатные растения, гербарий, плакат с изображением строения растений, емкость с семенами, лейка с водой, в ящиках с землей сделаны бороздки.
Ход НОД
Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!
(Воспитатель выводит Карлсона)
Воспитатель: Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?
Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.
Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).
Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.
(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)
Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?
Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает). Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.
Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы
Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…
Ребенок: Корень в земле, его не видно.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Солнце поднимается,
Цветочек распускается.
Солнышко садится,
Цветочек спать ложится.
Высокие, красивые
Цветы у нас растут.
А корни под землею
Для них водичку пьют Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой
ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями
Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются
Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями
Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями
Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.
Воспитатель: А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?
Ребенок: Растения выращивают из семян.
Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.
Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.
Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.
(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).
Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!
Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.
Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) - фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.
Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.
Игра – соревнование «Разбери семена»
(развитие мелких мышц пальцев)
Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?
Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.
Воспитатель: Что для этого было нужно?
Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.
Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.
(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть
Игра на координацию речи и движения
«На окне в горшочках»
Ребенок:
Вот растет бегония –
Пышная красавица
Красотой своей она
Во всем мире славится
Ребенок:
Меня фиалкою зовут.
Так называй меня и ты.
Пусть на окне твоем растут
Мои веселые цветы.
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки.
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают
Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.
Ладони развернуть вверх.
Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.