Розалия Мирхайдарова
Конспект НОД «Что мы знаем о воздухе?» по опытно исследовательской работе в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Тема. Что мы знаем о воздухе?
Цель: уточнить знания детей о значении воздуха, как необходимом условии жизни на Земле, расширить представления о свойствах воздуха, развивать навыки исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природе
Публикация «Конспект НОД „Что мы знаем о воздухе?“ по опытно исследовательской работе в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: слайды, спиртовка, надутые воздушные шары, подвешанные на концах палки, кусочки ваты, бумаги, древесная опилка, кусочки дерева, железные болты, пластмассовые игрушки, листы бумаги и картона, трубочки
Ход занятия
1. Определение темы и задач
- Ребята, вы хотите научиться проводить исследования, как настоящие ученые?
Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка, слушайте внимательно.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же.
Без нее мы жить не можем. (Воздух)
- Правильно, это воздух.
2. Определение уровня знаний детей по теме
- Что вы знаете о воздухе?
Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах, в растениях. Он прозрачный, не имеет цвета, вкуса, запаха. Без воздуха жизнь на земле невозможна. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, насекомым, людям. Для дыхания нужен чистый воздух. Поэтому помещения, где находятся люди, нужно проветривать.
3. Опыты
Юные исследователи, ваша задача получить как можно больше новых сведений о воздухе.
1 опыт. Как определить движение воздуха.
- А как можно почувствовать воздух?
- Возьмите листы картона и помашите ими, что вы почувствовали?
Вывод. Воздух можно почувствовать, когда он движется. Если деревья качаются, значит, воздух двигается. На улице ветер.
2 опыт. Ветер. Как измерить силу ветра?
- Что такое ветер? (Движения воздуха)
- Каким бывает ветер? (Ураганным, сильным, умеренным, слабым)
Перед вами мелкие предметы :кусочки ваты, бумаги, древесная опилка, камушки, железные болтики, пластмассовые игрушки и т. д. Попробуйте подуть на них через трубочку тихо, сильнее, сильно. Что вы заметили?
Вывод. Ветер имеет силу. Движение предметов зависит от силы ветра.
Оказывается силу ветра можно измерить. Даже есть шкала силы ветра.
1. Если мы совсем не замечаем и не чувствуем ветер, это ветер в 1 балл
2. Если от ветра на деревьях шевелятся ветки, то говорят ветер в 4 балла
3. Если ветер гнет ствол дерева - это ветер в 7 баллов
4. Если ветер ломает стволы деревьев, срывает с домов крыши. Обрывает электрические провода – это ветер в 10 баллов. Это ураганный ветер. Еще бывают смерчи и торнадо, когда воздух закручиваясь разносить все на своем пути. (Слайды)
Физкультминутка
Ветер дует мне в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
3 опыт. Какой воздух легче теплый или холодный?
- Попробуем согреть воздух в надутых шарах, прикрепленных на обоих концах палки, как на весах. Что вы заметили? Шар, в котором нагревают воздух, поднимается.
Вывод. Теплый воздух легче, а холодный тяжелее. В природе воздух днем нагревается, ночью охлаждается и все время теплый воздух двигается по верху, а холодный понизу, так получаются ветры. (Слайды)
4 опыт. Имеет ли воздух вес?
- А хотите узнать. Имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух.
Вот два одинаково надутых шара, они привязаны на концах палок, а палка подвешана, ровно посередине, на веревку. У нас получились весы. Шары висят ровно. А что произойдет, если проткнуть один шар? Шар лопнул, воздух вышел, и этот конец палки поднялся вверх. Теперь проткнем другой шар. Наши весы выровнились.
Вывод. Воздух имеет вес, так как надутый шар весит больше чем не надутый.
5 опыт. Как держатся на лету в воздухе планеры, парящие птицы?
- Перед вами на столах листы разной бумаги. Давайте возьмем их в руки. Поднимем над головой и отпустим. Что происходит с листочками?
Тонкие листочки опускаются медленно и плавно, чем другие, их поддерживает воздух.
Теперь возьмите два одинаковых листа, один из них скомкайте. Поднимите оба листа и одновременно отпустите их. Что вы заметили?
Вывод. Скомканные листы бумаги падают быстрее, так как плошадь их поверхности маленький. Слайд)
Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали о воздухе?
- Какие опыты вам понравились?