екатерина азимова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, культурным традициям
НОД «Приглашение в русскую избу»
Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры, к истокам, обычаям, традициям. Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Задачи:
Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивать связную речь, обогатить словарь детей новыми словами (рушник, ухват, чугун, прялка, выучить пословицы, загадки. Развивать интерес к русскому фольклору.
Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,
Расширять кругозор
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается про печь, чугун ухват, чтение стихотворения К. И Чуковского «Федорино горе», рассматривание слайдов и иллюстраций с изображением костюмов, старинных предметов-прялка, ухват, чугун. К занятию подготовить необходимый реквизит : самовар электрический, чугун, вышитый рушник, хлеб и соль, русский народный костюм женский, сделать макет русской избы, тарелочка и яблочко
Ход НОД
Выходит воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Сегодня хочу вас пригласить в путешествие, да не простое, а во времени. Поможет нам в этом моя волшебная тарелочка с яблочком. Буду яблочко катать да приговаривать: катись яблочко, катись по тарелочке, обернись да покажи нам всю землю родную, избу русскую!
Звучит волшебная музыка, на экране появляются слады с русскими домами, деревенской улицей, далее русская изба
Воспитатель: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
В старину дорогих гостей встречали хлебом да солью, хлеб (каравай) держали на вышитом рушнике-вышитом полотенце. Приглашаю вас в русскую избу, проходите, усаживайтесь поудобнее рядом с печью. Загадаю вам загадку: «Стоит девица в избе, а коса на дворе»
(показ слайда) А почему для русских людей она была так важна?
Ответы детей.
- Правильно, ребята. Печь была очень важна для людей.
«Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей»,
«матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. Даже сказки придумывали, где русскую печь наделяли волшебными свойствами. Вспомните, какие вы знаете сказки, где есть русская печь. (ответы детей) Давайте мы с вами присядем и рассмотрим, что есть в нашей печке. (дети садятся на лавочки)
- Русские люди готовили в печах, посмотрите в нашей печке есть посуда, в которой готовили. (показывает чугун) Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, как называется предмет, в моих руках.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).Показ Слайда
- Правильно ребята, это чугун. А скажите, почему у него такая необычная форма: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу? (ответы детей)
- Правильно, чтобы его было удобно ставить и вытаскивать из печки.
- А чем его вытаскивали? Послушайте загадку:
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
- Правильно ухват.
Воспитатель показывает слайды с ухватом и чугуном.
- Ребята, посмотрите, что это такое стоит на одной ноге?
Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий.
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке. (Кочерга)
Ответы детей.
- Правильно, кочерга. А для чего она нужна?
-Правильно, это инструмент для выгребания углей и перемещения дров, чтобы они лучше горели, в печке. Показ слайда
- Ребята, Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» или «женский угол». Иногда люди — это место, которое находилось около печки, отгораживали досками или занавесками и получалась маленькая комнатка, которую называли чулан. Здесь хозяйка готовила еду. Показ слайда
Вечерами вся семья рассаживалась у теплой печки и каждый занимался своими делами: хозяйка пряла пряжу, хозяин плел лапти да корзины. Слайд с прялкой.
Воспитатель: -Ты помощница моя, прялочка родная, напрядешь ты пряжи мне, что не видно края!
Долгими осенними вечерами девушки и женщины пряли пряжу, вязали теплые варежки, носки. Показ слайда
Телевизоров в старины не было и наши предки очень любили петь и играть в игры.
Коли народ не весел, коли голову повесил, знаю я нужна игра, распотешиться пора!
Игра По считалке выбирают Бабку Ёжку. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
Пошла в огород испугала народ.
Пошла она на улицу — Раздавила курицу.
Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
После подвижной игры предлагаем игру «Что было-что стало?»
. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше был самовар, а теперь… (чайник)
6. Раньше был чугунок, а теперь (кастрюля)
Воспитатель: Ребята, мне кажется кто-то плачет
Звучит плач младенца и голос, поющий колыбельную
Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люльки-колыбельки. Люльки закрепляли к матице, ближе к печке, потому что там, очень тепло.
Как же нам успокаивать малыша
Дети: Нужно люльку покачать и напеть колыбельные.
Колыбельные «Баю-баю-баю-бай, ты собаченька не лай, белолапа не шуми, нашу детку не буди» и т. д.
Детей в семье раньше было очень много. Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели: свистульки из дерева, деревянные матрёшки, лошадки-качалки, глиняные игрушки, тряпичные и соломенные куклы
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Динамическая пауза: дети под народную музыку играют на ложках.
Воспитатель: В каждой избе был «красный уголок» — значит, красивое и главное место. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». (показ рушника, божницы). Показ слайда
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Обеденный стол всегда ставился в красном углу. За столом вся семья - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. А еще на столе Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар). Показ слайда
-Самовар был символом дружной семьи, уюта, гостеприимства. Каждого гостя обязательно
сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами и пирогами.. Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство
Вот и я вас приглашаю вернуться из нашего путешествия обратно в группу и выпить чаю из нашего самовара. Катись, катись яблочко да по тарелочке, обернись и обратно нас верни.