Наталия Топильских
ОД в средней группе по краеведению «Поможем Алёнушке и Иванушке обустроить избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность детей, через знакомство с укладом жизни русский людей.
Способствовать расширению знаний детей о быте русского народа, культуре и традициях.
Обучающие задачи: - познакомить детей с жилищем русских людей, с внутреннем убранством крестьянской избы, одеждой и предметами быта.
Развивающие задачи: - обогащать словарный запас, активизировать речь детей;
Публикация «ОД в средней группе по краеведению „Поможем Алёнушке и Иванушке обустроить избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Воспитательные задачи: - воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
Оборудование: Куклы в русских народных костюмах, альбом «Предметы русского быта», на магнитной доске расположен макет пустой русской народной избы, на столе у воспитателя отдельные картинки предметов русского быта на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Предметы русского быта», беседа по каждому предмету.
ХОД ОД:
Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу вместе с воспитателем.
Игра «Поздороваемся"
Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)
Здравствуй, день. (левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)
Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики. Воспитатель вносит куклу в русской одежде.
Кукла: - Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
- Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей (дети здороваются). Посмотрите, как она одета и здоровается как-то по-особенному. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, она одета в русскую народную одежду. А зовут нашу гостью Алёнушка. А пришла Алёнушка к нам не одна, а с братцем своим Иванушкой.
Воспитатель вносит куклу мальчика в русской народной одежде. Дети рассматривают элементы одежды кукол. По ходу рассмотрения воспитатель проводит обсуждение с детьми, чем отличается одежда современных детей от одежды русской народной.
- Ребята, человеку во все времена нужен был дом, без жилища, вряд ли бы люди смогли жить. Как вы думаете для чего человеку нужен дом?» ( Варианты ответов детей: чтобы жить, спать, играть, греться, готовить еду)
Из чего можно построить дом? ( Варианты ответов детей: из камня, кирпича, соломы, дерева)
- Дом из бревен называли избой
Воспитатель поворачивает магнитную доску с макетом «Русской избы» к детям и даёт им время рассмотреть.
- Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен, которые назывались избами. В избе всё было деревянным: пол, потолок, стены, мебель и посуда.
Алёнушка : - Ребята, мы с Иванушкой новый дом себе построили, хочу вас попросить помочь нам обустроить нашу избу.
- Поможем Алёнушке и Иванушке?
Воспитатель показывает детям по одной картинке, изображающей предметы русского быта, кто первый правильно назовёт предмет, тому и достаётся картинка. Каждый ребёнок получает по одной картинке.
- Ребята, а сейчас Алёнушка будет нам про избу рассказывать, а вы как услышите, что назвала она предмет, который вы держите, поднимайте руку и выходите, что б предмет этот в избе разместить. И расскажите, для чего же предмет этот был людям нужен.
Алёнушка : -В деревенской избе самое главное - это русская печь, у неё всегда тепло и уютно.
Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, пекли хлеб, сушили одежду. А топят печь дровами, берёзовыми, да дубовыми. И даже спать на печке можно. Ребята, какие сказки вы знаете, где встречается русская печка?
(Ответы детей)
Кукла Аленушка. :- В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, над столом висела икона, а угол с иконами называли «Красный угол».
За столом собиралась вся семья, давайте расставим посуду на столе (выходят дети у которых картинки с изображением посуды и крепят её на столе. А вот электричества тогда не было, как вы думаете, чем освещали люди своё жилище? Дети крепят свечи и керосиновую лампу, объясняют, как правильно ими пользоваться. Все они давали тусклый, не яркий свет, но даже при нём девушки вечерами пряли пряжу и вязали одежду.
В каждом доме был самовар. Хозяйка вставала рано: топила печь, приносила воду и грела самовар.
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит… Как вы думаете, как поставить туда чугунок? Дети крепят соответствующие картинки, объясняют, как пользовались люди ухватом.
Кукла Аленушка. - А вот и прялка моя любимая.
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. А из ниток я свяжу вам носочки да варежки для студеной зимы.
А вот рушник! Красивый, вышитый узорами!
Дети по одному выходят к магнитной доске и крепят свой предмет на макет русской избы.
Воспитатель каждому ребёнку задаёт вопросы. «Как называется этот предмет?», «Для чего он был нужен?», «Пользуемся ли мы сейчас этим?», «А что в наше время мы используем вместо этого предмета?» и т. д.
Алёнушка : - Молодцы, ребята, замечательную избу обустроили, красивую, да уютную. А теперь, когда все дела в доме сделаны, можно и поиграть.
- Ребята, как вы думаете интересно жилось детям, когда не было у них ни телевизора, ни телефона? Что же делали они, как развлекались? (ответы детей)
- Алёнушка с Иванушкой сейчас научат нас весёлым играм. Становитесь в круг.
Русские народные игры «Колпачок», «Ходит Ваня.»
Алёнушка : - Спасибо вам, ребята, за то, что дом нам такой уютный обустроили, рады мы знакомству с вами.
- Спасибо и вам Алёнушка и Иванушка, что научила ребят играм весёлым.
Дети прощаются с куклами.
- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. Что вам больше всего понравилось? Какой предмет вы хотели бы иметь у себя дома?