Наталья Татарова
НОД в старшей группе «Путешествие с Осенью». Речевое развитие с использованием элементов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе : «Путешествие с Осенью». Речевое развитие с использование элементов мнемотехники.
Выполнила: Татарова Наталья Константиновна
Должность: воспитатель первой квалификационный категории.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.
• Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
1. Образовательные: формировать представления детей об осени и типичных осенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
2. Развивающие : развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, инициативность, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Методы и приемы:
- наглядный (показ демонстрационного материала, мнемосхемы);
- словесный (вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа)
- практический (чтение стихотворения, составление рассказа по мнемотаблице).
- игровой (сюрпризный момент)
Материалы и оборудование:
мнемотаблицы, мнемодорожки, мультимедиа, учебная доска, карточки с изображением деревьев мячик, .
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Игровая Игровые ситуации, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые)
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций.
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, творческие пересказы, ситуативные разговоры, вопросы
Музыкальная
Изобразительная
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Рассказывание, обсуждение, игры-драматизации.
Конструирование
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание Поручения (индивидуальные и подгрупповые, совместный (коллективный) действия, задания.
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Организационный момент
Проблемная ситуация. В группе звучит музыка, воспитатель интересуется у детей, какому времени года подходит данная музыка.
Сообщает, что приготовила для них схему рассказа про осень, но место него на экране появились какие-то листочки. Находит письмо рядом с экраном, читает его детям.
Вам пишет госпожа осень, я хочу вас проверить на самом ли деле вы такие сообразительные и смышлёные. Листочки не простые, а мои помощники, если вы выполните все задания моих помощников они вернут ваши символы.
Дети находятся на паласе, слушают музыку, высказывают свои предположения относительно о времени года, проявляют интерес.
Научить детей в правильном порядке называть осенние месяцы. Задание № 1: назвать осенние месяцы. «Наступила осень»
Дети знают и называют правильно осенние месяцы.
Воспитатель озвучивает первое задание осени, в котором она просит назвать осенние месяцы.
Дети стоят полукругом на паласе, называют осенние месяцы в правильном порядке.
Закрепить с детьми признаки осени. Задание № 2: признаки осени. «Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч».
Воспитатель читает второе задание. Нужно сказать, что изменилась в природе с приходом осени. Осень оставила вам свой листочек, надо взять его в руки, сказать один признак и передать листочек своему соседу.
1. Что вы можете сказать про солнце осенью?
(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).
2. А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).
3. Что происходит осенью с деревьями? ( Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
- Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)
4. Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)
5. Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
6. Что делают люди осенью? (Сбор урожая.)
Дети, стоя на паласе, передают друг-другу осенний листочек и называют один признак осени.
Знают признаки осени :
1. Солнце осенью
Греет плохо, солнечных дней стало меньше.
2. Небо хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).
3. Осенью на деревьях листья : желтеют, краснеют, опадают, засыхают.
4. Животные осенью готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.
5. Осенью погода холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.
6. Люди осенью собирают урожай.
Умеют образовывать из существительных прилагательные.
Задание№ 3: из существительного сделать прилагательное «Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром». Отвечают полным ответом: у меня карточка с березой.
Я пойду гулять в березовый лес.
Сосна – сосновый,
дуб – дубовый,
ель – еловый,
осина – осиновый,
клен – кленовый,
липа – липовый.
Воспитатель предлагает взять карточку и сказать в какой лес пойдут гулять. (береза, сосна, ель, дуб, осина, клен, липа)
Дети подходят к столу, берут карточки и говоря в какой лес они пойдут гулять.
Повторить с детьми антонимы.
Повторить диких животных и их детенышей.
Формировать навыки работы детей с мнемотаблицой.
Формировать навыки работы детей с мнемотаблицой по составлению рассказа по схеме. Задание№ 4: игра «скажи наоборот» противоположное по смыслу слово. «Часто идет холодный дождик» Дети знают антонимы:
теплый- холодный, солнечный - пасмурный, веселый - грустный, большой - маленький, высокий - низкий, чистый - грязный, сухой - мокрый, день- ночь, твердый- мягкий.
Называют диких животных и их детенышей.
Умеют работать по мнемотаблице.
Умеют делить слова на слоги.
Умеют работать по схеме, составляют рассказ
Воспитатель зачитывает следующе задание осени. Проводит игру: «скажи наоборот». Называет слово, кидает мяч ребенку.
Задание № 5: напечатать слово «Животные делают запасы на зиму»
Воспитатель детям предлагает разделиться на пары и поиграть в парах, один называет любое дикое животное, второй называет детеныша этого животного.
Задание № 6: по схеме рассказать читать знакомое стихотворение «В лесу выросли грибы и ягоды»
Воспитатель предлагает по уже знакомой схеме рассказать стихотворение.
Задание № 7: разделить слова на слоги. «Птицы собираются и улетают в теплые края».
Воспитатель объясняет задание, называет название птиц.
Задание № 8: работа по мнемотаблице, составление рассказа про осень.
Дети становятся в круг, ловят мяч и называют слово наоборот.
Дети делятся на пары по желанию, садятся за столы один называет любое дикое животное, второй называет детеныша этого животного.
Дети сидят за столами, выходят по желанию к рассказывают по семе стихотворение.
Дети сидя за столами хлопками делят слова на слоги.
Дети сидят за столом, по желанию выходят к экрану составляют рассказ про осень по схеме
Заключительный Заключительный момент.
.