Елена Кинчеш
НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром: «Узнай все о себе, воздушный шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами- прозрачный, невидимый, и ролью в жизни человека; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, активизировать речь, умения рассуждать, делать выводы; воспитывать интерес к неживой природе, самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь друг другу.
Предварительная работа: наблюдение за ветром, наблюдение дома «Что бывает воздушным?», игры с воздушными шарами, конструирование из бумаги- оригами: «Кораблик»
Публикация «НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром: „Узнай все о себе, воздушный шарик“» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: активизировать слова: прозрачный, невидимый, «воздух- невидимка».
Материал: 1 воздушный шарик, трубочки со стаканами воды, бумажные кораблики, изготовленные детьми заранее, воздушные шары на каждого, тазики с водой, иллюстрации по теме «Кому и для чего нужен воздух?», "Воздушный транспорт", целлофановые пакеты на каждого ребёнка, духовые музыкальные инструменты, икрушки киндерсюрприза ароматизированные.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Решение проблемной ситуации «Почему Шарик грустный?»
В: Кто это к нам прилетел?
Д: Шар, Шарик.
В: Посмотрите на него. Какой он? Бледный, худой и грустный. Как вы думаете, почему?
Д: Он сдулся, видимо недостаточно в нем воздуха.
В: А как ему помочь? Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: Надо его надуть.
В: А теперь он какой? Веселый, толстый, румяный. Как вы думаете, что находится внутри шарика после того, как мы его надули?
Д: Воздух
В: Откуда же берется воздух?
Д: Мы его выдыхаем.
В:Чем выдыхаем? Как он в нас появился?
Игра «Дышите - не дышите»
В: Попробуем вместе с вами вдохнуть и выдохнуть. Дышите - не дышите. А теперь не дышите. Вы почувствовали трудность? Подставьте ладонь ко рту, и сильно-сильно выдохните. Что почувствовали?
Д: Тепло, движение воздуха или струю воздуха
В: Значит, мы выдыхаем воздух, который нас окружает. Так мы можем надуть шарик.
В: А, шарик, ты знаешь, что такое воздух? Ребята, а что же такое «воздух»? Вы его когда- нибудь видели, этот воздух? (нет) Почему?
Д: Потому что он прозрачный, невидимый.
В: Его, поэтому и называют «воздух - невидимка»
Опыт: Что появляется в стакане?
В: А вот ученые говорят, что воздух, все- таки можно увидеть.
Я вам предлагаю его увидеть. Присядем, скажите, что у вас на столах? (Трубочки, стаканы с водой). Как с помощью стакана с водой и трубочки можно увидеть воздух?
Возьмите трубочки, опустите один конец трубочки в воду, а в другой - подуйте. Что происходит? Откуда взялись пузырьки? (пузырьки- это воздух) .
Ребята, значит, из трубочки выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Потому что воздух вокруг нас.
В: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Д: Нет, без воздуха человек умрет.
В: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
В: Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать воздух?
Опыт: Поймаем воздух.
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: В пакете ничего нет, он пустой.
В: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
В: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Д: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
В: А можно ли услышать воздух?
Опыт: Воздух можно услышать.
В: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Д: он внутри шариков.
В: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Д: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? (Звук) Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт: воздух не имеет запаха
В: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
В: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Д: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Беседа: Кому нужен воздух?
Шарик говорит, что хотел бы узнать «Для чего нам нужен воздух». Поможем ему.
- Скажите, для чего воздух нужен человеку? (Чтобы дышать) .
- А как попадает воздух внутрь человека? (Через рот и нос, через кожу)
А кому еще нужен воздух?
Животные тоже дышат через нос. А вот у растений носов нет, но на листьях есть маленькие дырочки, которые трудно увидеть. Вот через них и дышат береза, клен и одуванчик.
Вот мы назвали шарик воздушным. А что еще может быть воздушным?
Д: (Воздушный змей, шоколад, парашют и т. д.) .
В: А транспорт бывает воздушным? Выберите и назовите воздушный транспорт среди предложенных картинок.
Д: Вертолет, воздушный шар для путешествий, самолет, дельтаплан, дирижабль и т. д.
Физкультминутка «Самолеты»
Полетели, полетели, (Стойка ноги врозь)
Вперед руками завертели. (Вращение руками перед грудью)
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет, (Развести горизонтально руки в стороны)
Правое крыло вперед, (Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)
Левое крыло вперед. (Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед)
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Замечательный пилот
В путь отправил самолет. (Произвольный бег с расставленными в стороны руками)
Игра с корабликами.
В: Посмотрите на кораблики, они не простые, а с парусами. Почему- то они не плывут. А как сделать, чтобы кораблик поплыл? (подуть)
А чтобы кораблик поплыл быстрее? (подуть сильнее)
Так мы создаем ветер. Ветер - это движение воздуха.
Рефлексия:
-Шарик, теперь ты понял что такое воздух?
Вот мы говорим: «Воздух- воздух». А что же такое- это воздух? И какой он?
Воздух - прозрачный, невидимый и его потрогать нельзя.
Как порадовали мы нашего гостя. За то, что вы ему помогли, принес он вам подарки. Такие же воздушные шарики.
Я предлагаю сделать для нашего гостя много друзей воздушных шариков, давайте надуем и раскрасим воздушные шарики, чтобы они были толстенькими и веселыми как наш гость.