Екатерина Переверзева
НОД в старшей группе «Как помочь Незнайке быстро и легко выучить стихотворение»
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь Незнайке быстро и легко выучить стихотворение
(Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познание»,)
Цель: знакомство с новым способом запоминания стихотворения : «графическая аналогия»
Задачи:
1) Обучающие:
· Познакомить детей с новым способом кодирования информации (символ — образ);
2) Развивающие:
Развивать:
· ассоциативное мышление;
· зрительную и слуховую память;
· зрительное и слуховое внимание;
· воображение;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
· умение сравнивать, выделять существенные признаки, сообразительность;
· навыки сотрудничества, взаимодействия при работе в паре;
3) Воспитательные:
· Воспитывать желание помочь тем, кто испытывает затруднение.
Оборудование и материалы к занятию: мольберт, маркерная доска, маркеры для письма на доске, магниты; раздаточный материал для игры «Зашифруем слова» : карточки символы (66) с изображениями картонная полоска с кармашком для карточек (на каждого ребенка).
Материал для кодирования стихотворения :
· Таблица 1818
· Карточки-символы (66)
· Конверт.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети заходят в группу.
— Ребята! У нас сегодня много гостей. Нам очень приятно всех видеть! Поздоровайтесь с гостями.
Дети подходят, здороваются с гостями, называют свое имя.
— Сейчас подойдите ко мне. Присаживайтесь на стульчики. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Послушайте его.
«Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам с просьбой. Мне поручили выучить стихотворение к празднику осени, на котором я должен его прочитать. Учу, учу, а запомнить никак не могу. Конкурс уже скоро, а стихотворение не выучено. Подскажите мне, как быстро выучить стихотворение. Высылаю текст стихотворения.
Незнайка»
— Ребята, о чём просит нас Незнайка? (О помощи)
— Вы хотите ему помочь? (Да, хотим)
— Мы знаем как быстрого выучить стихотворение? (Знаем, не знаем)
Если дети предлагают свой «быстрый» способ заучивания стихотворения, педагог говорит, что этот способ Незнайка уже пробовал, но у него не получилось.
— Так что же, мы не сможем помочь Незнайке, а он надеялся на нас? (Сможем. Надо помочь)
— Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь, но что надо для этого сделать? (Узнать, как можно быстро выучить стихотворение и рассказать об этом Незнайке)
— Где мы можем это узнать? (В Интернете) (Спросить у взрослых) (Сходить в библиотеку) (Прочитать в справочнике)
— Вы всё верно говорите, но у нас очень мало времени, поэтому я предлагаю начать действовать. Я знаю одно место, где нам помогут, это «Школа Запоминай-ка». Она находится неподалеку, и мы пойдём пешком. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь. Чтобы нам было веселее идти, будем в дороге говорить нашу речё вку:
Каждый день мы растём
Всё о мире узнаём.
Почему растёт трава?
И куда течёт река?
Сколько будет шесть и пять?
Всё мы любим открывать!
Мы в беде поможем другу
И ему протянем руку.
Здорово на свете жить,
Вместе петь, мечтать, дружить!
2. Актуализация в игровой ситуации.
Подходим к учебной зоне (доска,столы).Воспитатель перевоплощается в учителя «школы Запоминай-ка».
— Здравствуйте, ребята! Я преподаватель «Школа Запоминай-ка». Что вас привело ко мне? (Мы хотим узнать как же можно быстро выучить стихотворение, чтобы помочь Незнайке выучить стихотворение.)
— Я поняла вас. Постараюсь вам помочь.
--Скажите, выучить стихотворение это легко?
(ответы детей)
— Кто вам помогает учить стихотворение? (ответы детей)
-- Долго ли вы учите стихотворение? (ответы детей)
-А знаете ли вы,ребята,что бы выучить быстро стихотворение нам с вами нужна хорошая память.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память. Я буду называть слова. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову.
дождь, машина, гроза, ветер, птица.
— Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала.
(Ответы детей)
— Вы запомнили много слов. Сейчас мы усложним задание. Я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.
Педагог ещё раз называет все слова.
— Повторите по порядку слова, которые я проговорила. (Ответы детей)
Если кто-то запомнил — похвалить.
— Все смогли запомнить? (Нет, не все)
— У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку)
— Не переживайте, давайте разбираться.
4. Открытие нового знания.
— Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (ответы детей)
— Верно, мы еще не умеем читать,но нам помогут картинки.
— Да, картинки бы помогли, но я собой их не взяла. (Можно нарисовать.)
— Это вы здорово придумали, но на рисование уйдёт много времени. Можно еще как-то изобразить? (Можно обозначить каким-нибудь значком) (Можно рисовать одним цветом) (Нарисовать не весь предмет, а его часть)
— Давай обозначим слово значком, или символом символом,» зашифруем» его.
На мольберте расчерчено 5 квадратов в ряд, в каждом квадрате рисуем символ одного слова.
— Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (ответы детей)
— Ребята, вы предложили обозначить капелькой, а ещё что-то капелька вам напоминает?
— Какой символ выберем? Выбор символа детьми. Один ребенок зарисовывает маркером символ.
— Придумываем символ для слова машина. (Можно нарисовать машину, колесо, руль.)
— Какой символ выберем? Дети выбирают символ, один ребенок рисует его.
— Следующее слово «гроза». Как можно изобразить грозу? (Нарисовать молнию.)
— Ребята, все согласны с предложением? Зарисовываем.
Один из детей зарисовывает маркером символ в окошечке.
— Слово «ветер». Подумайте и представьте, как его можно обозначить. (Ответы детей)
— Какие интересные вы назвали варианты, я тоже хочу предложить свой. Можно нарисовать голое дерево, которое сильно наклонилось. Вариантов достаточно, выбирайте.
Дети выбирают, один ребенок зарисовывает символ.
— Последнее слово у нас «птица». Вспомните, как вы изображаете стаю птиц на своих рисунках? (Мы рисуем галочки.)
— Заполняем последнее окошко.
— Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку, глядя на эти символы.
Дети называют слова.
— Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)
— Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.)
— Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы,сказки.
Вы хорошо поработали, и я вижу, что вы устали. В нашей школе тоже бывают переменки. Предлагаю немного отдохнуть.
Педагог проводит физкультминутку «Прими такую же позу».
Я буду показывать вам карточки с символами человечков, а вы будете принимать такую же позу, как у человечка на карточке.
Вот вы и отдохнули, что помогло вам сделать зарядку? (Карточки с символами).
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дети проходят в учебный класс.
— Ребята, а вы не забыли, зачем вы пришли в нашу школу? (Мы хотели узнать способ быстрого запоминания стихотворения, чтобы помочь Незнайке выучить стихотворение.)
— Вы научились подбирать символы к словам, и сейчас настало время подобрать символы к стихотворению Незнайки. Они ему помогут быстро выучить стихотворение.
Приглашаю вас в следующий учебный класс. Работать будем по двое, предлагаю вам разбиться на пары по желанию и прошу не забывать правила работы в парах.
Дети рассаживаются за столы, на которых лежат: таблица и набор карточек символов.
— Внимательно послушайте стихотворение, которое прислал нам Незнайка.
Оно называется «ОСЕНЬ,ОСЕНЬ» (педагог зачитывает)
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду.
Много туч на небе.
Педагог задаёт вопросы детям по стихотворению :
-О чем это стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-Что же делает осень?
-Что нам несет осень?
-Как вы обьясните «Овощи к обеду»?
Послушайте его еще раз.
—А теперь задание. Сейчас я буду читать стихотворение по словам, а вы на каждое слово будете подбирать подходящий символ. Расскажу, как будем это делать. Читаю слова «осень». Какой символ нам потребуется?
Дети выбирают карточку с символом.
Работаем дальше.
Педагог читает стихотворение по словам, дети подбирают подходящие, по их мнению, символы. Вставляют символы в таблицу.
— Что вы сделали? (Мы подобрали символы к словам.)
— Давайте попробуем прочитать стихотворение, глядя на символы.
Дети прочитывают стихотворение, глядя на символы.
— У вас получилось запомнить стихотворение? (Получилось.)
— Что вам помогло. (Таблица с карточками-символами.)
Как вы думаете, если бы у Незнайки была такая таблица-схема, ему было бы легче выучить стихотворение? (Да)
Я предлагаю отправить эту схему Незнайке по почте. Вы согласны? Одну схему кладут в конверт и запечатывают.
— Я была рада встрече с вами, отзывчивыми и добрыми ребятами, но мне пора на следующий урок, меня ждут другие дети.
Педагог снимает шляпу, накидку и очки.
— Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад.
Под речёвку уходят из «Школы».
6. И т о г.
— Ребята, где мы сегодня были? (ответы детей)
— Что вам понравилось в школе? (ответы детей)
— Что было трудного? (ответы детей)
— Для чего мы ходили в «Школу Запоминай-ка»? (Чтобы узнать способ быстрого запоминания, чтобы помочь Незнайке выучить стихотворение.)
— Где же вам пригодится этот способ? (В школе, в жизни, когда будем учить стихи к праздникам)
— Мы смогли помочь Незнайке? (Смогли, потому что узнали способ как легко и быстро выучить стихотворение.)
-В чём же заключается способ быстрого запоминания? (Надо придумать рисунки или символы к словам, потом, глядя на них, вспоминать слова).
— Я рада, что вы откликнулись на просьбу Незнайки, не остались равнодушными. Спасибо!