Калашникова Тамара
НОД в средней группе «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в весенний лес
Цель:
уточнение и закрепление представлений о признаках весны, жизни живот-ных в весенний период.
Задачи:
Образовательные:
учить устанавливать причинно-следственные связи; расширять знания де-тей о животных, живущих в лесу; закреплять знание правил поведения в лесу.
Развивающие:
Развивать интерес к живой и неживой природе,, внимание, память, мыш-ление, творческую активность, моторику детей.
Воспитательные:
Публикация «НОД в средней группе „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать чувство любви к животным, желание помогать им, беречь и охранять окружающую среду;
Оборудование:
аудиозапись «Шум леса», «Времена года» из альбома П. И. Чайковского; макеты деревьев, костюмы диких животных, карточки с изображением жи-лища животных (на каждого ребёнка, поднос с угощением для ежа, кор-зинка с цветами, музыкальное сопровождение; экологические знаки.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций «Дикие и домашние животные»; дидактиче-ские игры; чтение художественной литературы, заучивание потешек и сти-хов о животных, разгадывание загадок; подвижные, пальчиковые и хоро-водные игры.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети под музыкальное сопровождение входят в группу.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)
Воспитатель: - Давайте закроем на минуточку глаза и послушаем отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».
-Какое у вас сейчас настроение?
-А как вы думаете, почему?
Дети: - Музыка веселая, птички поют.
Воспитатель: - Что вам хочется делать, когда вы слушаете эту музыку?
Дети: - Танцевать, кружиться.
Воспитатель: - Как вы думаете, какому времени года посвящено это му-зыкальное произведение?
Дети: - Весне.
Воспитатель: - Давайте потанцуем, покружимся и сядем на стулья.
Дети садятся.
Воспитатель: - Что происходит весной в природе?
Дети: (Весной ярко светит солнце, день становится длиннее, бегут ручьи, тает снег, небо стало выше и голубее, почки набухают на деревьях; птицы возвращаются из тёплых краёв; просыпаются медведь, ёж после зимней спячки; меняют шубку заяц, белка; люди надевают весеннюю одежду).
Воспитатель: - Ребята, назовите все весенние месяцы.
Дети: - Март, апрель, май.
Воспитатель: - Весну издавна любил народ, потому что вся природа про-сыпается весной. Март называют – Протальник (от слова проталины, ко-торые появляются на земле в связи с таянием снега). Апрель – Снегогон. Идёт быстрое таяние снега, бегут звонкие ручьи. А май – Травень, потому что повсюду появляется травка и тянутся к солнышку первые листочки и цветочки. А какие стихи вы знаете про весну?
Дети читают стихи:
1 реб.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
2 реб.
Солнце землю, нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
3 реб.
Побежал в саду ручей.
Прилетели сто грачей.
И сугробы тают, тают.
А цветочки расцветают.
Воспитатель: - Все эти изменения в природе мы видели с вами во время прогулок. Ребята, весна приходит не только к нам в город, но и в лес. В лесу с приходом весны тоже все меняется! Как будто все просыпается по-сле долгого зимнего сна! А вы хотите отправиться в путешествие по весен-нему лесу? (Ответы детей) На чем можно отправиться в путешествие? (От-веты детей) Предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Я буду паро-возом, а вы вагончиками. Но чтобы стать вагончиками, вам нужно сказать какая бывает весна.
Игра «Подбери определение к слову «весна».
- Весна какая? (Красивая, ранняя, поздняя, дружная, ласковая, солнеч-ная, тёплая, озорная, улыбчивая, радостная, светлая.)
(Дети по очереди говорят какая весна и строятся друг за другом, звучит музыка, поезд с ребятами отправляется в лес)
Игра «Расскажи стихи руками».
Здравствуй, лес! Дремучий лес! (Руки поднимаем вверх, разводим в сто-роны)
Полный сказок и чудес! (Повороты в одну и в другую сторону)
Ты о чем шумишь листвою (Плавные движения руками над головой)
Ночью темной, грозовою, (Присаживаемся, делаем «Зонтик»)
Что нам шепчешь на заре (Встаём, подносим руки ко рту, повороты)
Весь в росе, как в серебре? (Плавно качаем руками внизу)
Кто в глуши твоей таится? (Вглядываемся вдаль, рука козырьком)
Что за зверь? Какая птица? (Изображаем зверя и птицу)
Все открой, не утаи: (Руки вытянуты вперёд)
Ты же видишь, мы свои. (Показываем друг на друга и на себя)
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)
Воспитатель: - Давайте сядем и посмотрим, кто спешит нам на встречу.
Звучит музыка на выход зайца.
Заяц:
Я – Зайка, зиму жил в лесу,
Боялся встретить там Лису,
Иль даже Волка встретить мог!
Для Зайцев очень страшен Волк!
Давно морковки я не ел,
Весна пришла – я осмелел!
Дети здороваются с зайцем.
Заяц: - Приветствую вас мои, маленькие друзья! Я очень люблю, когда вы приходите ко мне в гости, но ксожалению не все знают правила поведения в лесу. И поэтому ведут себя неправильно. Например, разжигают костры, ломая для этого ветки деревьев, оставляют мусор, рвут цветы, обижа-ют насекомых, птиц, лесных зверушек. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Ответы детей по карточкам – экологические знаки.
- Конечно, Зайка! Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Ребенок 1: что в лесу нельзя шуметь.
Ребенок 2: даже очень громко петь!
Ребенок 3: испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ребенок 4: ветки ели не ломать!
Ребенок 5: мусор с травки убирать!
Ребенок 6: зря цветы не надо рвать!
Ребенок 7: из рогатки не стрелять!
Ребенок 8: и костры не разжигать!
Ребенок 9: бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Ребенок 10: здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Заяц: Молодцы, ребята, как замечательно, что вы знаете правила поведе-ния в лесу.
Воспитатель: - Молодцы, рассказали зайцу о том, как нужно правильно вести себя в лесу. А у нас новый гость.
Звучит музыка, появляется лисичка.
Лиса:
Ребята, это я – Лиса.
При мне мой хвост – краса.
Бродила по лесу зимой,
И скучно было мне одной.
Зимою голодно в лесу,
Но кто перехитрит Лису?
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Воспитатель: - Здравствуй, лиса – краса! А что ты нам принесла?
Лиса: - Для того, чтобы пройти по лесу нужно много знать и уметь.
Отгадайте загадки:
- Прыгун-трусишка
Хвост-коротышка
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета
На зиму, на лето. (Заяц)
- Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
- Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый
По деревьям любит лазить. (Белка)
- Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-Воспитатель:
-Правильно, все отгадали
- Какие это животные домашние или дикие? А почему они так называ-ются? (Ответы детей).
-Правильно, дикие. Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть своё жилище. Найдите дом каждому лесному жителю.
Игра: «Кто где живет?».
(Самостоятельная деятельность. Карты с изображением животных и их жилищ разложены на столах).
-Вы сейчас посмотрите внимательно на ваши карты и соедините линией животное и дом, в котором он живет. (Дети выполняют задание).
Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, уже выпол-нившими задание или испытывающими затруднения:
-Почему ты медведя поселил в этот дом? Как он называется? Где живет медведь? Где живет волк? Где живет белка? А заяц? Ежик?
Воспитатель: - Вот, лиса, ребята справились с твоим заданием.
Звучит музыка, появляется медведь.
Медведь:
Зиму я проспал в берлоге
И не бегал по дороге.
Лапу я свою сосал.
Жир от холода спасал.
Наверху-белым-бело,
А у мишки здесь тепло.
С боку на бок повернусь,
Поворчу и улыбнусь…
Но вот солнышко пригрело,
Снег растаял, потеплело.
Просыпаться мне пора,
На дворе уже весна!
Медведь: - Ребята, наступила весна. Скоро расцветут первые цветы.
Вы знаете, как они называются? Как их можно назвать одним словом?
Дети: - Подснежники, мать-и-мачеха, хохлатка, медуница, пролеска. Это первоцветы.
Физпауза. Игра – импровизация «Подснежники». (Звучит музыка)
Воспитатель: - Хотите мы превратимся с вами в маленькие бутончики пер-вого весеннего цветка-подснежника. Закройте глазки и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, ко-торым будет каждый из вас. Он еще закрыт.
(Дети садятся на корточки)
Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывает-ся и становится прекрасным подснежником. Он греется под весенним сол-нышком, легкий ветерок раскачивает его. Подснежник все время следит за солнышком, куда оно плывет, туда и цветочек поворачивается.
Но вот послышались чьи –то шаги. Это идет человек. Он увидел цветок и хочет сорвать его. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.
Но человек пожалел цветочек ведь он такой красивый, и пошел дальше. Это был хороший добрый человек.
И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком. Вот такая история произошла с маленьким подснежником. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят
После игры дети садятся. Звучит музыка.
Воспитатель:
Ой, ребята, тише, тише.
Что-то странное я слышу,
Гость какой-то к нам спешит,
И как будто бы шуршит.
Появляется ёжик.
Ё жик:
Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Я на игольницу похож,
Зовут меня Колючка Ёж!
Ежик (гладит живот) : - Только вот я всю зиму спал и проголодался! Как же есть хочется!
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, чем мы можем угостить нашего гостя? (показывает корзинку, в которой лежит печенье, шоколадки, конфеты). Смотрите, у нас есть шоколадки, конфеты, а еще мы можем покормить его кашей!
Дети: - Нет.
Воспитатель: - А что же едят ежи? Вот я приготовила столько угоще-ния! А ежи это не едят! Надо значит навести порядок и собрать ежику корзину с угощениями. А вы мне в этом поможете, а то вдруг я что-то пе-репутаю!
Игра «Собери корзинку».
На столе стоит поднос, на котором лежат разные предметы по количеству детей: насекомые, яблоки, грибы, лягушка, змея, пирожные, конфеты, ягоды. Дети под музыкальное сопровождение по очереди под-ходят к столу и выбирают один предмет, который складывают либо в корзину, если это подходит для угощения ежу, либо в тарелку, если ёж это не ест. После того, как все предметы разложены, дети объясняют свой выбор и отдают ежику корзинку с угощениям.
Ежик: - Спасибо вам, ребята! Вы такие дружные и все-все знаете про ме-ня!
Воспитатель: - Какое замечательное путешествие по весеннему лесу у нас получилось. Звери приготовила для ребят свой подарок: первые весенние цветы - подснежники. Но они необычные, волшебные.
Звери отдают корзину с цветами из бумаги и дарит детям и взрослым. Дети благодарят.
Воспитатель: - На этом наше весёлое путешествие по весеннему лесу подходит к концу. Давайте попрощаемся с лесом.
Ребё нок читает стихотворение:
Милый лес, добрый лес
Говорим тебе спасибо.
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить! (говорят все вместе)
Нам нужно возвращаться в детский сад, занимайте места в поезде. (Звучит музыка, ребята возвращаются в детский сад.)
III. Заключительный этап.
Мы прекрасно провели время в весеннем лесу.
Ребята, вам понравилась прогулка? Что вам запомнилось?