Елена Коурдакова
Конспект НОД в средней группе «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе «Люблю березку русскую»
Цель: расширять знания о взаимосвязи человека и природы. Формировать нравственное отношение к природе. Воспитывать любовь к Родине.
Образовательные задачи:
1. Дать детям представление о том, что береза – символ России.
2. Познакомить детей с образом березы в искусстве.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
3. Учить передавать в рисунке характерные особенности березы.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательные интересы, расширять кругозор детей, способствовать развитию воображения, фантазии, творчества.
2. Развивать связную речь у детей. Расширять словарный запас.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за природой.
Интеграция образовательных областей:
1. Художественно-эстетическое развитие.
2. Социально-коммуникативное.
3. Познавательное развитие.
4. Речевое развитие.
5. Физическое развитие.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря («Чечевички», белоствольная, березовая роща, картинная галерея).
Предварительная работа: беседа о стране, городе; наблюдения за березой на территории ДОУ, рассматривание изображений родной природы; чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением березы.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Методы и приемы: словесный (беседа, пояснение, уточнение);
Наглядный (показ, рассматривание);
Практический (рисование).
Оборудование: волшебный сундучок, изображение березы, разрезные карточки с изображением березы, гуашь черного цвета, кисти, стаканчики).
ХОД:
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.
— ДОБРОЕ УТРО!
Посмотрите, какой интересный сундучок оказался у нас в группе. Хотите узнать, что в сундуке? А чтобы узнать, что находится в нем, вам необходимо отгадать загадку:
«Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке
В белом сарафане».
Дети: береза
Воспитатель: Правильно ребята - это береза (из сундука достать изображение березы). Скажите, ребята, в какой стране мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: правильно, Россия. Как и все страны мира, наша страна имеет герб, флаг и гимн. Но существуют в нашей стране и другие, негосударственные символы. Одним из таких символов является береза. Россию издавна называли берёзовым краем. Люди знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит. Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». И сегодня мы попытаемся взглянуть на березку другими глазами, рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - символ России. Давайте, ребята, рассмотрим березу поближе.
Описание березы :
Что есть у березы? (ствол, какого цвета ствол? (У березы гладкий белый ствол с темными черточками).
Воспитатель: Какие ветки у березы? (гибкие, нежные). А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники). У всех берез очень необычная кора. Береза – единственное дерево в мире с белой корой. Давайте попробуем соединить два слова: белый + ствол. Значит она какая? (Белоствольная).
Молодцы! Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! А давайте мы тоже, как березы подышим.
Дыхательное упражнение
ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Воспитатель: Ребята, березу ценят не только за красоту. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? (собирать березовый сок). Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Березовые дрова считаются ценным топливом. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу (показ иллюстраций).
А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Соберем березку». Вам необходимо из частей собрать березу.
Дидактическая игра «Соберем из частей»
Воспитатель: А теперь немного отдохнем.
Физминутка «Ай да берёзка!»
1. Мы вокруг березки (Дети идут, взявшись за руки)
Встанем в хоровод.
Радостно и звонко
Каждый запоет.
Припев: Ай да березка, (Дети идут в круг, поднимают руки вверх.)
Белый ствол.
Зеленей, зеленей (Идут назад, опустив руки)
Ты листвой!
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в картинную галерею посмотреть, как изображали художники русскую красавицу березу. Вот только некоторые из них.
Демонстрация репродукций
Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной осени. Посмотрите, на этой картине березки, как настоящие. И. Грабарь «Февральская лазурь». Ребята, на этой картине какая береза? (гигантская, большая, надёжная). Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды. Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Понравились вам картины?
Воспитатель: Давайте посмотрим, не осталось ли еще что в нашем сундучке. Что это? (достает листы с изображением ствола дерева). А все ли здесь нарисовано или чего-то не хватает? (черточек).
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Но, прежде чем, начнем рисовать, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал,
Листья у берёз считал,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать,
А потом, а потом по порядку разогнём.
Рисование березы
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все постарались. Как много у нас получилось берез. Ребята, а как называется место, где растут одни березы? (березовая роща). Правильно. Сядьте по удобнее и закройте глаза. Представьте, что мы в роще, где много берез и цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Захватите эти ощущения с собой в группу. Открываем глаза.
Итог:
Скажите, ребята, с каким деревом вы сегодня познакомились? Почему березу назвали символом России? Что нового вы узнали? Интересно ли вам было? Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы.