магули келехсаева
Конспект НОД по декоративной аппликации «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №98
Конспект
Непосредственно – организованной деятельности по
художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность)
в старшей группе I
Тема: Декоративная аппликация для развития мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства
«Русская матрешка»
Воспитатели: Хосонова З. А.
Келехсаева М. Д.
г. Владикавказ
Апрель, 2017 г.
Конспект
Публикация «Конспект НОД по декоративной аппликации „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Аппликация
- Темочки
Непосредственно – организованной деятельности по ИЗО (декоративная аппликация) для развития мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства.
Тема: «Русская матрешка»
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с техникой изготовления народной игрушки – русской матрешки (материал, обработка, подготовка к росписи).
- Проанализировать вместе с детьми информацию, которую несет в себе матрешка.
- Познакомить с разными видами матрешек, определить сходства и различия игрушек из разных районов России: Cеменовские, Полхов – майданские, Сергиево – посадские, Вятские.
- Анализировать форму, роспись игрушек.
2. Развивающие:
-Продолжать формировать навыки вырезывания элементов растительного и геометрического орнамента для украшения плоской формы матрешки из бумаги, сложенной в 2 и 4 раза, чтобы получались симметричные элементы.
- Располагать элементы декора на одежде матрешки так, чтобы они вписывались в общую картину (платок головной, сарафан, блузка).
- Фартучек сделать объемным, из бумаги, сложенной гармошкой, предварительно его тоже украсив аппликацией.
- Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций, ориентировки на листе бумаги.
- Совершенствовать технические навыки вырезывания и наклеивания изображения. Соблюдать правила пользования ножницами, технику безопасности жизнедеятельности.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному декоративно – прикладному искусству.
- Воспитывать эмоциональную чуткость, отзывчивость на красоту.
- Помочь увидеть в этой игрушке глубочайший смысл, почувствовать заключенную в ней энергию, впитать её доброту.
Предварительная работа:
1. Рассматривание альбома с изображениями матрешек разных регионов России.
2. Подробное рассматривание матрешек на НОД по приобщению детей к искусству.
3. Чтение стихов о матрешках.
4. Рисование и лепка матрешек из глины.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие (рассказ о технологии изготовления матрешки, материале – дереве, из которого она сделана).
2. Речевое развитие (чтение стихов, пение песен о матрешке, рассматривание альбома с разными матрешками, их описание).
3. Физическое развитие (подвижные игры с матрешкой, танцы оригинальные русские, здоровье сбережение: основы безопасности при работе с ножницами).
Материал и оборудование:
1. Декоративные матрешки разных регионов России.
2. Заготовка с изображением матрешки для аппликации.
3. Цветная бумага.
4. Наборы для аппликации (ножницы, клей, салфетки, клеенки, кисти, подставки).
5. Простые карандаши.
Методические приемы:
1. Информационные технологии: презентация о матрешках разных регионов России, а также из истории возникновения промыслов по изготовлению игрушки.
2. Рассказ воспитателя о матрешке. Натур. Игрушки.
3. Чтение стихотворений о матрешке (Е. А. Никонова «Я открою вам секрет», частушки о матрешке.
4. Подвижная игра: «Поиграем с матрешкой»
5. Напоминание детям способов вырезывания элементов украшения, а также правил поведения с ножницами.
6. Процесс работы (аппликация) сопровождается музыкой.
7. Частичная помощь детям.
8. Выставка детских работ на доске.
9. Рефлексия.
Ход занятия
Воспитатель: дети посмотрите, какие замечательные игрушки находятся у меня на столе.
(На экране тоже появляются картинки о матрешках)
- Давайте устроим сегодня выставку Русских матрешек!
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
- Полюбуйтесь красавицами! Сделаны эти матрешки в разных городах России: Загорска (Сергиев посад, Полховского майдана, Семенова, Вятки. Все они разные, отличаются друг от друга, но все такие красивые!
- Русская матрешке более ста лет. Фигурка каждой выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней еще фигурка. И так до десяти – двенадцати кукол. Делают их из липы, сначала самую маленькую, а затем все больше и больше. Потом фигурки попадают в руки к женщинам. Они обмазывают их крахмальным клейстером, сушат. Становятся фигурки белее снега. Затем перышками и кисточками мастерицы начинают их раскрашивать.
- Ребята, а теперь вы расскажите о матрешке стихи.
(Выходят 4 ребенка)
1 ребенок: У Семеновских матрешек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щечки.
2 ребенок: Веселушки, хохотушки-
Деревянные подружки
Любят в прятки поиграть,
И попеть и поплясать!
3 ребенок: Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
4 ребенок: Миловидны, простодушны,
Все улыбчивы, радушны
И загадочны немножко
Наши русские матрешки!
(Е. Никонова)
Воспитатель: Спасибо!
- Ребята, у вас на столе тоже находятся матрешки, только вот они чем-то отличаются от настоящих, посмотрите!
(ответы детей). Они не раскрашены!
- Да, действительно! Хотите их разукрасить?
- Только украшать матрешек мы будем сегодня не красками, а бумагой, то есть аппликативно. Вы сегодня будете по желанию разными элементами растительного или геометрического орнамента украшать свою матрешку.
(Дети садятся за столы. Им предлагается заготовка- плоская бумажная форма, воспитатель напоминает, как вырезать симметричные элементы: сложить бумагу в несколько раз, нарисовать карандашом элемент, а затем вырезать).
-Фартучек дети должны сделать объемным, то есть из бумаги, сложенной гармошкой и, когда вся матрешка будет разукрашена, приклеить фартук, тоже разукрашенный кто как хочет. Также воспитатель напоминает детям, как правильно и безопасно держать ножницы и пользоваться или так, чтобы работа получилось красивой и аккуратной (техникой вырезывания и наклеивания).
- Дети выполняют аппликацию под музыку. По окончании, дети рассматривают матрешек и рассказывают, у кого какая получилось: яркая, нарядная или скромная.
Воспитатель предлагает поиграть с матрешками
- Проводится подвижная игра с матрешками.
(дети стоят в кругу. Под ритмичную музыку передают двух матрешек в противоположные стороны.
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко.
Те дети у кого оказались в руках матрешки, выходят в центр круга и танцуют под Русскую народную мелодию.
- Дети на доске располагают свой работы и устраивают выставку. (Отметить хорошие работы).
- Рефлексия: Дети рассказывают, чему они научились, что им запомнилось, что понравилось на занятии.
(Можно подарить гостям свой работы).