наталья котова
НОД в подготовительной группе «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов»
для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Расширение, углубление и закрепление знаний детей об обитателях морей, океанов и рек.
Задачи:
Публикация «НОД в подготовительной группе „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Образовательная: Продолжать знакомить детей с морскими животными, с речными рыбами; их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
2. Развивающая: Развивать любознательность детей, мелкую моторику рук. Обогащать и активизировать словарь детей.
3. Воспитывающая: Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Ход занятия:
1. Орг момент
2. П/г
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Бульк! И рыбка уплыла.
3. Д/и «Лишнее слово и почему»
- Рыба, рынок, рыбка, рыболов
- Вода, подводный, водоросли, водить
- Морской, море, морщина, моряк
4. Сообщение темы
- Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов, рек.
- Каких морских обитателей вы знаете?
- Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
5. Знакомство детей с морскими обитателями
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»? Кит!
- Почему его сравнили в загадке с островом? (Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров).
- А что это за «пальма водяная» у него на спине? (Это фонтан.)
- Откуда этот фонтан? (Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.
- Кит - самое крупное животное в мире. Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
- Скажите, а кит – это рыба или нет?
- Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть.? Дельфин!
Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.
Физминутка
Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).
А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно.? Акула.
Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. Краб.
Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо.? Осьминог.
Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
Физминутка
Ветер дует задувает
Волны в стороны качает
Осьминог на дне сидит
И ногами шевелит
Чайка над водой летает
И за рыбками летает.
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе.? Черепаха.
Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? Медуза.
Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
6. Д/и «Найди по описанию»
- Тело зеленоватое с жёлтыми пятнами. Туловище вытянутое, её прозвали «речная акула» за множество острых зубов. ЩУКА
- Маленькая голова, широкое тело ЛЕЩ
- Тело покрыто жёлто-зелёной чешуёй. Плавники очень острые. ЁРШ
- Брюшко белого цвета, плавники красные ОКУНЬ
- У него огромная голова и длинное толстое тело СОМ
- Чешуя крупная, золотистого цвета, плавники слегка закруглённые КАРАСЬ
7. Опыт “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?”
- Как вы думаете, почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?
Предлагаю бросить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.
- Он опустился на дно.
Затем бросить резиновый мяч и сказать, что произошло.
- Он остался на поверхности воды.
- Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть “мячик” – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.
8. Д/и «Кто, где живёт и сколько поймал»
- Я поймал 5 карасей и отпущу их в реку и тд
9. Д/у «Где спряталась рыбка»
10. Итог