Елена Теплова
НОД «В гости в Городец»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное НОД «В гости в Городец» (по окружающему миру с элементами рисования)
Цель:
Рассказать детям о городецком промысле. Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с городецким промыслом;
- Знакомить детей с основными элементами городецкой росписи;
- Закреплять навыки смешивания красок;
- Учить составлять узор на тарелочке;
Публикация «НОД „В гости в Городец“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- Обогатить словарь новыми словами (розан, купавка, оживка, разживка, подмалевка и др.)
Развивающие:
-Развивать чувство композиции, умение расположить узор в заданной форме (на тарелочке);
- Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; чувство патриотизма и гордости за свой народ;
- Воспитывать самостоятельность, стремление своими руками создавать красивые вещи.
Ход НОД:
Здравствуйте, ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга. Встаем в круг и повторяем за мной: «Собрались ребята в круг. Слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»
Восп. А теперь,ребята, с хорошим настроением я предлагаю отправиться в необычное путешествие.
Слайд 1 (Русская народная музыка)
Послушайте, звучит волшебная музыка, а это значит волшебный экран снова приглашает нас в сказку. Давайте встанем все в круг, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «1,2, 3 в сказку попади.»
Слайд 2. (город Городец)
Вот мы и оказались в сказке.
Слайд 3. (Девушка - Марьюшка)
Итак, в одном небольшом городе Городце жила-была девушка по имени Марья. Да такая рукодельница, на все руки мастерица. И шить, и вышивать и посуду разными узорами расписывать. За все это ее прозвали Марья-Искусница. А еще она была волшебницей. И всех жителей этого города она наградила особым даром. Все жители Городца стали умелыми плотниками, резчиками по дереву. Поэтому все дома в этом городе были похожи на терема.
Слайд 4. (Резные дома Городца)
Посмотрите, ребята, какая красота! Все украшено резьбой!
Слайд 5 (Посуда, шкатулки)
А еще в городе Городце появилась новая красивая роспись, которую так и назвали - городецкой. Это фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
В росписи использовали 3 основных краски: красную, синюю и зеленую. Но сначала деревянные изделия покрывали отваром луковой шелухи и оно приобретало разные оттенки желтого цвета.
Еще городецкую роспись отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой. Это точки, дуги, штрихи.
Слайд 6 (Городецкие букеты)
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Слайд 7 (Прялки)
Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой мастерами, более всего были известны городецкие прялки. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись.
Слайд 8 (Сюжеты из народной жизни)
Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, и множество других сцен из народного быта.
Слайд 9 (Роспись «конь» и «птица»)
Для городецкой росписи характерна цветочная роспись с включением мотива
«конь» и «птица». Обратите внимание, каким цветом выполнены эти элементы (в основном их выполняют черным цветом)
Слайд 10 (Основные элементы городецкой росписи : розан и купавка)
Следующие элементы
городецкой росписи : розан и купавка
Розан
Несколькими движениями кисти мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется «подмалевка», т. е. раскрашивание круга розовой краской.
Следующий этап называется «теневка», более темной красной краской обозначается середина цветка и лепестки в форме дуг.
На заключительном этапе осуществляется «оживка», рисуется она белой краской (как будто бы цветок оживает).Белые штрихи, дуги, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
Купавка
Купавка – еще один самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Если у розана центр рисуют в середине цветка, то купавка – это цветок со смещенным центром к краю. Техника рисования купавки та же, что и розана.
Слайд 11 (Ромашка)
Посмотрите, ребята, еще один цветок этой росписи - Городецкая ромашка. Техника рисования та же.
Вот, ребята, какую сложную работу выполняли городецкие мастера.
А что же было в сказке дальше?.
Слайд 12 (Кощей смотрит в зеркало)
Увидел как-то Кощей-бесцветный в свое волшебное зеркало такую красоту и рассердился. Ведь он любил только серые и черные цвета.
Слайд 13 (Кощей выкрал Марью)
Прилетел он в Городец, выкрал Марью-Искусницу из города, а на всех жителей города наложил заклятие, чтобы все мастера позабыли свое ремесло.
Воспитатель:
Что же делать, ребята? Как помочь жителям Городца? (ответы детей)
Мы ведь с вами в сказке, а в сказке встречаются добрые волшебницы?
Давайте все вместе позовем ее, скажем : «Добрая волшебница, приди»
Слайд 14 (ПоявляетсяФея)
Фея :Что случилось, ребята?
Воспитатель:
Кощей-Бесцветный украл Марью-Искуссницу из города Городца и заколдовал всех жителей. Подскажи, как нам им помочь.
Фея :Ребята, я не могу снять заклятие Кощея, но могу наложить другое заклятие.
Итак, чтобы чары кощея развеялись вам нужно выполнить 3 задания.
Слушайте 1 задание:
Я отправила вам волшебный конверт. В нем лежат картинки. Воспитатель поможет их достать. Если на картинке увидите городецкую роспись, тогда хлопайте в ладоши, а если какая – то другая, то топайте ногами.
Воспитатель:
Ну что ж, давайте заглянем в волшебный конверт…Всем понятно задание? Давайте повторим: если увидим на картинке городецкую роспись - то хлопаем, если, какую - то другую - топаем. (Дети выполняют задание)
Фея, мы выполнили 1 задание. Что нам делать дальше?
Фея:
Молодцы, ребята, слушайте следующее2 задание.
Из мелких частей нужно собрать городецкий узор, который испортил Кощей-Бесцветный (Дети по 2-3 человека выполняют задание).
Восп. достаем, ребята из конвертов частички узора и выполняем задание.
Фея мы выполнили и это задание.
Фея:
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
Слушайте последнее 3, самое сложное и интересное задание. Нужно на тарелочках нарисовать городецкий узор, чтобы жители города, посмотрев на ваши работы сразу вспомнили свое ремесло.
Воспитатель:Хорошо, Фея, мы постараемся с ребятами. Ребята, предлагаю нарисовать узор из растительных элементов.
Занимаем места.
Чтоб умело рисовать надо правила нам знать:
Сядьте прямо не сутультесь и кистями не балуйтесь.
Скажите, какие элементы городецкой росписи вам запомнились? (Ответы детей).Молодцы. Мы свами попробуем нарисовать розан, купавки и листики.
Итак, у каждого из вас на столе лежит тарелочка. Наносить рисунок мы с вами будем поэтапно. Посмотрите, как должна выглядеть ваша работа на первом этапе. (Демонстрирую образец). Этот этап называется Подмалевка.
В центре тарелочки сначала нарисуем большой круг розового цвета (это будет розан).По краям тарелочки рисуем три голубых круга поменьше (это будут купавки) и между ними рисуем листики.
Ребята, посмотрите, пожалуйста,внаших красках есть розовый и голубой цвет? (Нет) А как можно получить эти цвета? (Ответы детей). Правильно.
Где будем смешивать цвета? (В палитре)
Молодцы! Приступаем к рисованию.
…МУЗЫКА…
Восп. А пока наши работы подсыхают, мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка:
Дождик капнул на ладошки (дети правой рукой касаются левой)
На цветы (круговые движения правой рукой)
И на дорожку (вытягивают руки перед собой)
Льется, льется, ой-ой-ой (покачают головой)
Побежали мы домой (беговые движения)
Восп. Теперь мы с вами подошли ко 2 этапу. Он называется теневка. (ВЫСТАВЛЯЮ 2 ОБРАЗЕЦ)
Вспоминаем, что центр у розана размещен в середине цветка, рисуем его красной краской и дальше рисуем лепестки вот такими дугами.
Дальше будем рисовать купавки. Центр у купавки не на середине, он смещен к краю. Берем синюю краску рисуем центр купавки и делаем обводку. Приступаем.
…МУЗЫКА…
А теперь пока наши работы снова подсыхают предлагаю вам поразмяться.
Возьмите в руки кисти и повторяйте все движения за мной.
Пальчиковая гимнастика.
Кисточку в руках катаю
Между пальцами верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Воспитатель
Теперь, ребята, предлагаю приступить к 3 этапу (выставляю образец)
Этот этап называется «Оживка» .
Давайте вспомним, как рисуется «Оживка» (Ответы детей). Правильно. «Оживка» рисуется белой краской.
«Оживку» рисуем кончиком кисти в виде штрихов, дуг и точек.
Приступаем.
Краску лишнюю на кисти очень долго не держи.
Чтоб не капнула на листик,
О край баночки сними.
…МУЗЫКА….
(Дети заканчивают свои работы)
А теперь, кто закончил работу кисточки помоем в баночках и положим их на салфетки.
Подходите, пожалуйста, со своими работами ко мне. Выкладываем детские рисунки на один стол.
Ребята, посмотрите, какие красивые тарелочки у нас получились. Тебе чья тарелочка понравилась? А тебе?.
Воспитатель:
Фея,Посмотри, какие нарядные тарелочки у нас получились.
Фея: Молодцы, ребята. Сразу видно, что вы очень старались. Я помогу вам отправить все работы в Городец и жители обязательно все вспомнят. И рухнут чары Кощея и Марьюшка вернется домой. А теперь я прощаюсь с вами: До свидания, ребята!
Слайд 15 (Фея исчезает)
Дети: До свидания!
Воспит. Ну а теперь и нам с вами пора возвращаться. Встаем в круг, беремся за руки и произносим волшебные слова: «1,2,3 сказка в садик нас верни».
Вот мы и дома.
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? А где мы сегодня побывали?
О какой росписи вы сегодня узнали? Почему роспись так называется? (где она родилась) Какие предметы расписывают городецкой росписью?
(дер. Посуду, игрушки, мебель). Какие элементы городецкой росписи вы запомнили? (купавка, бутон, розан, оживка, подмалевка, теневка, листья).
Что кроме цветов изображается в городецкой росписи? (кони, птицы).
Ну а теперь, как говорили в народе: «Кончил дело, гуляй смело.» Можно идти отдыхать.