Надежда Казакова
НОД «Путешествие в тридевятое царство, в тридесятое государство» в старшей группе
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» п. Лиман
Структурное подразделение №2 «Ласточка»
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
Тема: «Путешествие в тридевятое царство, в тридесятое государство».
Выполнила воспитатель: Казакова Н. Н
Цель:
развитие пространственной ориентировки в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Публикация «НОД „Путешествие в тридевятое царство, в тридесятое государство“ в старшей группе» размещена в разделах
• закрепить знания детей о пространственных отношениях: вправо, влево, вверх, вниз;
• закрепить способность ориентации на микроплоскости,
• познакомить с бытом русской избы;
• развивать у детей речь, мыслительную активность, внимание, логическое мышление, воображение, понимать задание и точно выполнять его, развивать ловкость и двигательную активность;
• воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным персонажам.
Предварительная работа:
чтение сказок, рассматривание предметов русской избы, иллюстраций, беседы.
Методы и приё мы работы:
практический: работа с карточками,
игры «Весёлый круг», «Догонялки с лаптями».
Форма проведения:
игровая обучающая ситуация.
Материал:
колокольчик, ковёр; аудиозаписи: музыка «полет ковра- самолёта»,музыкальное сопровождение; «указатель» с надписями; ватман бумага (50 на 50, карточки с животными; макет «русская изба», план помещения, лапти; бабочка, счетные палочки; волшебный клубок.
Ход игровой деятельности:
1. Организационный момент.
- Ребята, поздоровались с нашими гостями! Я видела, как в садик торопился ещё один гость.
Это Клубок. Клубок не простой, он волшебный такой. А главное, он любит путешествовать.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
-А как вы думаете, можно ли отправиться в путешествие не выходя из детского сада?
Дети- Конечно можно, только если это путешествие сказочное.
Воспитатель:
Волшебный клубок приглашает нас отправиться в путешествие за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство!
-А с кем бы вы хотели встретиться, о чём бы хотели узнать во время путешествия?
Ответы детей: выслушивает ответы детей, делает обобщение.
Воспитатель:
Может быть, ваши желания и исполнятся. Нас ждут не только интересные встречи, сюрпризы, но и трудности. Не испугаетесь? Вам потребуются знания, воображение, фантазия. А чтобы у вас всё получалось: вы должны быть дружными, помогать и поддерживать друг друга!
Дидактическая игра «Веселый круг»
- Для начала проведём разминку. Все встаем в круг, закрываем глаза и внимательно слушаем. Я буду ходить по кругу, тот, у кого я остановлюсь, должен определить, где прозвенит колокольчик.
- Молодцы, ребята. К путешествию вы все готовы. (Раздаётся шум – музыка «полёт ковра – самолёта»).
2. Путешествие на ковре – самолёте.
(Включается музыкальное сопровождение)
-Ой, что это за шум? Да это ковёр - самолёт за нами прилетел! Попрощаемся с волшебным клубочком! Усаживайтесь и держитесь крепче, чтобы не упасть. Закрыли глаза и полетели (звучит музыка).
Наш ковёр летит и мчится
Трудностей мы не боимся
В тридевятое царство попадём
И друзей себе найдём.
- Вот мы и приземлились в тридевятое царство, в тридесятое государство (сходят с ковра, воспитатель обращает внимание на указатель с надписью).
- Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети- Да это камень с указателями, куда мы с вами можем отправиться. Я вам прочитаю? (читают надпись на камне) :
Налево пойдёте – сказке поможете.
А прямо пойдёте – в избу попадёте.
Направо пойдёте – добро найдёте!
2.1. «Карта сказочной страны»
- С какого указателя начнём? (налево) Это в какую сторону?
-Готовы? Ну, что - в путь. В какую сторону будем идти? (звучит музыка, дети шагают в левую сторону группы).
«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя заяц и подавно уйду» — чьи это слова, ребята? (Колобка) (находят сюжет из сказки «Колобок»).
- А помните вы, чем закончилась эта сказка? (Лиса съедает колобка).
- Ребята, кому жалко Колобка?
Чем мы можем помочь?
Ответы детей.
Воспитатель:
Пусть Колобок обхитрит и лису. Катится он дальше, катится и думает: «Что же мне такое сделать, чтобы меня никто не съел?». И решил он создать свою сказочную страну, в которой будут жить только его друзья и никто никого есть не будет. Так он и сделал. Для своей сказочной страны он выбрал большую квадратную территорию и разделил её на несколько равных частей.
Вот так (показываю на листе ватмана).
- Как вы думаете, где захотел поселиться Колобок?
Дети- В самом центре.
- Не успел Колобок заселиться, как эта весть разлетелась по всему краю. «Колобок ищет друзей для своей сказочной страны!» – кричали сороки. «Все кто хочет жить в его стране — торопитесь!».
- Ребята, заглянем, какие друзья к нему пришли? Выберите себе по карточке. Первым поселился Цыплёнок – от стрелки 1 клетка вверх, 2 направо. Он тоже не хотел, чтобы его кто-нибудь съел.
Лягушка 1 клетка вверх, 1 налево.
Улитки 1 клетка вверх, 2 налево, 1 вниз.
Утёнок 2 клетки вверх, 1 направо.
Петух 4 клетки вверх, 2 направо.
Котёнок 4 клетки вверх, 2 клетки влево.
Гусь 3 клетки вверх, 1 направо.
Ёжик 3 клетки вверх, 2 клетки налево.
Щенок 4 клетки вверх, 1 влево.
Котёнок Щенок
Ёжик Петух
Колобок Гусь
Лягушка Утёнок
Улитка Цыплёнок
- Вот и заселилась вся сказочная страна, которую решили назвать «Колобколандия». Какое доброе дело сделал Колобок.
- Молодцы! Теперь нам можно и дальше отправляться! Попытаем счастье в другой стороне!
В какую сторону пойдём?
Дети- прямо.
Воспитатель- В путь, друзья, поспешим - поскорее побежим (движения под музыку на носочках)
2.2. В русской избе.
- А вот и русская изба! Подойдём поближе и посмотрим, что есть в русской избе.
- Какие предметы видите в ней?
Дети- стол, печка, лавочка, кукла.
- Где находится печка?
Дети-
Где стоит стол?
Дети-
Сколько окон в избе?
А посуды где стоят?
Что вы видите вне дома?
Дети- лапти.
Зачем людям нужны были лапти?
Дети- чтоб одевать на ноги.
- Ребята, знаете ли вы, что с лаптями можно поиграть. Предлагаю вам одну игру.
Проводится игра «Догонялки с лаптями»
(игра проводится в кругу). Дети передают друг другу лапоть под музыку, музыка останавливается; ребенок, у которого в руках лапоть – должен выполнить задание (встань между двумя девочками, встань справа от Максима и т. д.)
Воспитатель- понравилась вам игра с лаптями?
Дети-
2.3. Игра «Со счетными палочками»
.
- Ребята, какой путь нам остался?
Дети-
Вы готовы продолжить путь?
Дети- Да
В какую сторону пойдём?
Дети- в правую.
И кто нас встречает?
Дети- Нас встречают счетные палочки.
Воспитатель- мы будем выполнять задания.
№1.
Выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек, сравнить по величине полученные квадраты:
№2.
из 10 палочек выложить 3 квадрата:
№3.
построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек, на чердаке – треугольное окно из 3 палочек:
3. Итог игровой деятельности.
Воспитатель- Надо торопиться в детский сад, нас ждёт волшебный клубочек!
Садимся с детьми на ковер самолет. Отправляемся.
Рассаживаемся, держимся крепко. Закрыли глаза, полетели!
Вот мы и вернулись в детский сад!
Где наш волшебный клубочек?
Дети- вот он.
Воспитатель- Расскажите клубочку, вам понравилось путешествие?
- А какие вы добрые дела сделали?
- Что нового узнали, когда путешествовали?
- Мне очень понравилось с вами путешествовать, потому что вы были добрыми, дружными, смышлеными и находчивыми. Я с удовольствием с вами ещё куда-нибудь попутешествую. Оставим наш волшебный клубочек в садике, пусть приглашает и других ребят в путешествие.