Роза Игошкина
НОД «Тольятти — трижды рожденный» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ д/с № 210 «ЛАДУШКИ» г. о. ТОЛЬЯТТИ
воспитатель Игошкина Р. М.
НОД «Тольятти - трижды рожденный» в подготовительной к школе группе
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений о родном городе в условиях ФГОС
Задачи:
1. Развивать у старших дошкольников интерес к истории города Тольятти.
2. Активизировать желания познавать события прошлого и настоящего нашего города.
Публикация «НОД „Тольятти — трижды рожденный“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
3. Формировать эмоционально-положительное отношение к истории родного города.
4. Развивать у старших дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи между прошлым и настоящим города.
5. Формировать умение реализовывать представления и знания о городе в действиях и деятельности.
6. Осуществить интеграцию задач области «Познания» по ознакомлению с историей родного города с задачами других образовательных областей.
Материально-технические оснащение:
- компьютер, проектор, экран, интерактивная доска,
-детализированная карта города с использованием плоскостного моделирования сооружений и их частей,
- иллюстрации, открытки с изображением Ставрополя –на – Волге, современного Тольятти,
- репродукция картины тольяттинского художника Н. Зубкова,
- художественная литература,
- настольные и дидактические игры,
- материалы для художественного творчества,
- конструктивный и строительный материал.
Ход:
-Ребята, почему так говорят: трижды рожденный?
-Верно, потому что три раза рождался. Наш город Тольятти тоже рождался трижды. Как это происходило?
Для этого мы с вами прямо сейчас отправимся в путешествие.
-Чем можно воспользоваться, чтобы отправиться в прошлое? (машиной времени). Сюрпризный момент.
-Эта машина времени может вернуть нас на 276 лет назад. Что интересного мы можем увидеть там?
Давайте, посмотрим, как появился наш город. Показать на интерактивной доске детализированную карту старинной крепости.
Вот такую крепость, а затем и дома, хозяйственные постройки велел построить Василий Татищев по указу царицы Анны Иоанновны для укрепления южных границ России.
-Да, нелегко было выбрать место для строительства города. Татищев со своими помощниками объехал много красивых мест. Но самым удобным местом для строительства города посчитали около Волги, вокруг лесов.
-Почему это место приглядели? (удобно брать строительный материал, рядом вода, лес).
-Посмотрим, в каких домах жили люди того времени. (Рассматривание старинных домов, изб, домашней утвари, одежды)
-А назвали этот город Ставрополь-на-Волге.
-Знаете ли вы, что означает название Ставрополь? (нет).
-Название Ставрополь означает город Святого креста.
-Кто были первыми поселенцами, жителями города Ставрополя -на - Волге? (калмыки, русские).
Д/игра «Подбери и объясни» (предметные картинки с изображением старинных предметов)
-Когда во второй раз родился наш город?
-Нас ждёт машина времени, и мы отправляемся в Тольятти на 60 лет назад.
-А где же Ставрополь? Куда он делся? Кто из вас знает?
Старый Ставрополь оказался под водой, когда началось строительство ГЭС - гидроэлектростанции. А дома были перенесены на новые участки.
Игра – моделирование «Перенесем город» (Используем детализированную карту города для плоскостного моделирования сооружений и их частей – на интерактивной доске)
-А когда наш город родился в третий раз?
Снова воспользуемся машиной времени. Он перенес нас почти на 50 лет назад.
Оказывается, городу дали новое имя: Тольятти, в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
Рассуждение «Почему мы тольяттинцы?»
Итог: Составление алгоритма – рассуждения «Что сначала, что потом?», используя карточки.
Теперь мы знаем, почему Тольятти – трижды рожденный
Приложение 1
Викторина
«Наш город во все времена»
Совместная деятельность с использованием интерактивной доски
1. Назови основателя нашего города?
2. Всегда ли назывался наш город Тольятти?
3. Какие народы живут в нашем городе?
4. Как называется наш автомобильный завод?
5. Отгадай ребус.
6. Кто быстрее соберет автомобиль?
7. Отгадай национальность по костюму.
Физкультминутка
8. Расставь флажки по порядку и отгадай, как называется куйбышевское водохранилище
9. Реши примеры и отгадай, какое судно ходило по Волге?
10. Собери герб Тольятти
Работа с карточками за столом:
1. Реши кроссворд о родном городе
2. Найди, где находится твой детский сад (выбрать № квартала, название улицы, № дома, название сада)
Подсчеты баллов, награждение победителей
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Нам интересно Ваше мнение.
1. Как вы понимаете понятие «патриот», «патриотизм»?
2. Нужно ли у ребенка воспитывать патриотизм?
3. Что лично Вы делаете, чтобы вырастить своего ребёнка патриотом?
4. Знаете ли Вы корни Вашего рода?
5. Какое значение Вы придаёте семейному архиву, фотографиям, семейным реликвиям?
6. Рассказываете ли Вы своему ребёнку о своей профессии, кем работают бабушки и дедушки, о семейных традициях?
7. Знаете ли Вы историю нашего города?
8. Где Вы бываете вместе с Вашим ребёнком, знакомя его с родным городом?
9. Где Вы были с ребёнком в Самарской губернии?
10. Знакомите ли Вы ребёнка с достопримечательностями города губернии; со знаменитыми земляками?
11. Что может на Ваш взгляд сделать детский сад по патриотическому воспитанию дошкольников?
12. Ваши мнения и предложения по данной проблеме