Наталья Ланина
Конспект НОД «Блины на Масленицу» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи: Закреплять навыки образования относительных прилагательных, родственных слов, имён существительных в родительном и творительном падежах. Учить согласовывать имена существительные с числительными. Активизировать словарь по теме «Продукты». Упражнять в составлении описательного рассказа с опорой на слайды. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: Предметные картинки: бублик, колбаса, блин, пирожок. Жёлтые картонные круги- «блины» и жёлтые прищепки. Мешочки с различными крупами. Вырезанные из бумаги «блины» с точечным изображением фруктов и ягод. Простые карандаши. Карточки с изображением кругов (блинов) в клетках. Изображение блинчика. Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчик, бубен, свистулька. Тарелки с блинами, бутылочки с соусом.
Публикация «Конспект НОД „Блины на Масленицу“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: беседа о Масленице. Рассматривание иллюстраций с изображением празднования Масленицы. Знакомство со сказками, загадками, пословицами и поговорками по теме.
Ход мероприятия.
Звучит русская народная мелодия. Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Ребята, давайте вы сейчас на своём лице мимикой покажите своё настроение (дети показывают).
Воспитатель: Я рада, что у вас радостное настроение.
Воспитатель: ( Показывает на доске предметные картинки: бублик, колбаса, блин, пирожок). А сейчас рассмотрите картинки и выберите ту, на которой изображён кулинарный продукт (изделие) не мясной. Не овальный, не имеющий отверствия (дырки). Что вы выбрали?
Дети: Это блин.
Воспитатель: Символом какого праздника является блин?
Дети: Блины пекут, когда приходит Масленица.
Воспитатель: Что вы знаете о Масленице? (дети рассказывают о празднике)
Воспитатель: Почему блин является символом Масленицы?
Дети: Блин круглый, жёлтый, горячий. Как солнце. Люди с нетерпением ждут солнце в конце зимы.
Воспитатель: Сделаем солнышко из «блинчиков» и прищепок. (раздаёт жёлтые круги из картона, к которым дети прикрепляют прищепки по кругу, как лучи солнца)
Воспитатель: Давайте научимся печь блины. В этом нам помогут картинки на слайде. Какие продукты нам понадобятся?
Дети: Молоко, яйца, соль, сахар, мука. (слайд 2)
Воспитатель: Верно. Поговорим о муке. (слайд 3)
Мука- это продукт, который получается, когда перемалывают зё рна из различных культур: пшеницы, ржи, гречки, овса, ячменя, кукурузы, риса.
(Раздаёт детям мешочки с крупами, которые они рассматривают и ощупывают)
Воспитатель: Как будет называться мука из пшеницы? (Пшеничная). Из ржи? (Ржаная.) Из гречки (Гречневая.) Из овса? (Овсяная.) Из ячменя? (Ячменная, ячневая.) Из кукурузы? (Кукурузная.) Из риса? (Рисовая.)
Молодцы! А бывает ещё гороховая и картофельная мука. Из чего эти виды муки изготавливаются?
Дети: Гороховая- из гороха, картофельная –из картофеля.
Воспитатель: Итак, блины называются по виду муки, который используется для их приготовления. Какие блины любите вы?
Дети: Я люблю гречневые блины. Я люблю овсяные…
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Чтобы замесить тесто, надо перемешать необходимые продукты. Посмотрите на слайд и повторите, какие продукты нужны для приготовления блинов. (Ответы детей.) Молодцы! (слайд 4)
Мы мешаем тесто –
Делаем всё вместе.
(Указательным пальцем правой руки водят по ладони левой руки, затем указательным пальцем левой руки водят по ладони правой руки.)
Как блины испечём,
К детям в гости мы пойдём.
(Указательным и средним пальцами правой (левой) руки «идут» по столу.)
Угостим и Танечку, и Андрея, и Диму.
Воспитатель перечисляет всех детей группы.
Воспитатель: Тесто перемешали, теперь можно печь блины. Какая посуда нам нужна, на чём пекут блины? Для подсказки посмотрите на слайд. (слайд 5)
Дети: На сковороде.
Воспитатель: Правильно. Но блины прилипнут к сковороде. Если на ней не будет масла. Для выпечки блинов используют разное масло. В основном подсолнечное, сливочное и топлёное. Подсолнечное добавляют в тесто и смазывают им сковороду. А сливочным и топлёным смазывают блины. Как вы думаете, из чего изготавливают подсолнечное, сливочное и топлёное масло?
Дети: Подсолнечное – из семян подсолнечника, а сливочное и топлёное из коровьего молока.
Воспитатель: Но есть ещё масло, которое получают при отжиме семян, орехов и плодов разных растений. Как называется масло из оливок? (Оливковое.) Из семян льна? (Льняное.) Из кукурузы? (Кукурузное.) Из кедровых орехов? (Кедровое.) Из миндальных орехов? (Миндальное.) Из сои? (Соевое.) Из кокосовых орехов? (Кокосовое.) Из семян конопли? (Конопляное.)
Воспитатель: О масле мы поговорили. Теперь можно испечь блины. Какой формы они могут быть? (Слайд 6)
Дети: Можно испечь круглые блины, овальные, треугольные, в виде фигурок, цифр, букв.
Воспитатель: Верно. Форма блинов зависит от формы углублений в сковороде (противне.) Но для Масленицы пекут круглые блины, символизирующие солнце. Какими могут быть блины по вкусу? (слайд 7)
Дети: Сладкими и пресными.
Воспитатель: Верно. А ещё вкус блинам придаёт начинка. (слайд 8)
Раздаёт вырезанные из бумаги «блины» с точечным изображением фруктов и ягод, простые карандаши. Дети обводят рисунки по точкам и раскрашивают.
Воспитатель: (обращается к каждому ребёнку). С чем твой блин?
Дети: Мой блин с вишней. Мой - с малиной…
Воспитатель: Значит, вот какая у вас начинка?
Дети: У меня – вишнёвая. У меня – малиновая…
Воспитатель: Блины готовы! Посмотрите на последний слайд (слайд 9)
Он изображает книгу. Значит, вы должны вспомнить сказки, загадки, пословицы и поговорки, в которых идёт речь о блинах.
Дети: Русские народные сказки: «Соломенная Масленица», «Солнце и блины».
Загадки.
Жёлтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечёт,
А он прыг- и прямо в рот!
Жёлтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
И с вареньем, и с медком,
Со сгущённым молочком!
Что на сковороду наливают,
А потом вчетверо сгибают?
И с икрой, и со сметаной-
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны-
Наши солнышки- (блины).
В сковородке выпекаем-
Сладким мёдом поливаем
Или сыром посыпаем.
Будут с маслицем вкусны
Аппетитные (блины).
А вот пословицы и поговорки.
Первый блин комом.
Без блинов не Масленица, без пирогов не праздник.
На немазаной сковороде блинов не испечёшь.
Воспитатель: Посчитайте, сколько блинов вы испекли.
Дети пересчитывают блины : «Один блин, два блина…»
Разминка.
Воспитатель: Ещё одним символом Масленицы была карусель, потому что она такая же круглая, как солнце. Её ставили посреди пощади, и все могли на ней кататься. Давайте покатаемся и мы.
Дети образуют круг, берутся за руки и идут по кругу со словами: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели». Затем со словами «А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом» - бегут по кругу. Со словами «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» идут по кругу. Со словами «Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра»- останавливаются.
Воспитатель: Теперь придумайте семейку слов к слову «блин».
Дети: Блинница, блинок, блинчик, блинная, блинник.
Воспитатель: Расскажите о блинах, используя картинку на слайде. (повтор слайдов 2-9)
Дети составляют рассказ.
1. Из каких продуктов делают тесто?
2. Какой бывает мука?
3. Что делают с тестом?
4. Какая посуда нужна для выпечки?
5. Форма изделия.
6. Какой у изделия вкус?
7. Какая начинка бывает у блинов?
8. В каких сказках, загадках, пословицах, поговорках упоминаются блины?
Воспитатель: Блины испеклись. Теперь можно и на стол накрывать. Подумайте,как вы разложите блины по квадратным тарелкам.
Раздаёт карточки с изображением кругов (блинов) в клетках. Дети находят закономерность и дорисовывают блины.
Воспитатель: Какой же праздник без музыкантов? Во время Масленицы люди часто собирались и играли на музыкальных инструментах.
Раздаёт музыкальные (шумовые) инструменты. Дети встают в круг.
Воспитатель: Вы должны своим инструментом столько раз издать звук, сколько слогов в слове, которое назовёт ваш сосед справа. Я скажу первое слово для Димы – «веселье»
Дима: Я постучу ложками три раза, потому что в слове «веселье» три слога. (Стучит ложками) А тебе,Алиса, слово «блины».
Алиса: Я буду звенеть колокольчиком два раза, потому что в слове «блины» два слога. (Звенит колокольчиком)
Дети по кругу выполняют задание. Если кто-то не смог придумать слово, остальные ему помогают.
Воспитатель: Молодцы! (Выставляет на столы тарелки с блинами и бутылочки со сладким соусом.) Ребята, нарисуйте соусом на блине весёлое личико если вам понравилось занятие, а если не понравилось нарисуйте грустное личико.
Дети рисуют на блинах личико, затем угощаются.
Используемая литература:
1. Лариса Иванова «Пальчиковые игры с детьми 5-7 лет»
2. С. Д. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников 5-7 лет»
3. А. И. Михайлова «Большая книга знаний для дошкольников»
4. Русские народные сказки.
5. Иллюстрации с изображением празднования Масленицы.