Оксана Ильина
«Тайна невидимки. Воздух». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Тайна невидимки»
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.
Задачи:
Расширять представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Создать условия для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и умение делать выводы.
Публикация «„Тайна невидимки, Воздух“, Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
Побуждать к развитию фантазии, творческого воображения.
Расширять представления о нетрадиционных техниках рисования. Познакомить с кляксографией.
Гипотезы:
воздух постоянно нас окружает.
способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
без воздуха не возможна жизнь.
воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
ветер - движение воздуха.
Воздухом можно рисовать.
Оборудование: пустая прозрачная коробка, картинки с правилами (не брать, не разговаривать, не брать в рот, веер (на каждого ребенка, пакет, мольберт, картинки органов осязания (глаз, руки, ухо, нос, банка, салфетка, трубочки (на каждого ребенка, лейка, бутылка; ёмкость, наполненная водой, пластилин, мешочек с разными запахами (чеснок, апельсин, гуашь коричневая, кисти, листы для рисования, вата, клей.
Ход занятия
В: Здравствуйте, ребята, сегодня придя в группу, я увидела вот эту коробочку. Но почему то она пустая -O-! Может в ней что то есть, но мы не видим -O-!
Дети: Там воздух
В: Совершенно верно. Для чего нам нужен воздух?
Д: Дышать.
В: Вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут. Давайте сделаем глубокий вдох, выдох. Задержите дыхание. Что вы чувствуете?
Д: Мы не можем дышать, нам нужен воздух.
В: воздух нужен не только людям, но и рыбам, животным, растениям. Всему живому.
И сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, я предлагаю вам совершим путешествие. Согласны?
Д: Да
В: А каким транспортом можно путешествовать по воздуху? (ответы детей)
А мы совершим путешествие на ковре – самолете.
Звучит музыка.
В: Давайте представим, что наш ковер волшебный. Почувствуйте, как он поднимает нас. Все выше и выше. Почувствуйте движение воздуха. Интересно куда он нас понесет -O-!
Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в научной лаборатории. Вы любите эксперименты?
Д: да
В: Посмотрите, здесь на столах находиться оборудование, необходимое для проведение опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующего лабораторией? Воспитатель надевает белый халат.
А вы будете научнымu работниками. Все сотрудники соблюдают правила.
1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
2. Соблюдать тишину и не мешать работать другим.
3. Содержuмое сосудов не пробовать на вкус.
4. Поработал – убери все на место.
В: Вы готовы?
Д: Да
В: Как вы думаете, как мы сможем обследовать объект?
Д: Увидеть.
В: Совершенно верно. Нам помогут органы чувств (глаза, руки, нос, уши).
Давайте пройдем сюда. Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено?
Д: Глаза
В: Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Д: Как можно увидеть воздух?
Эксперимент №1 «Воздух - невидимка?»
Передо мной на столе целлофановый пакет и сейчас мы попробуем поймать воздух.
Воспитатель захватывает пакетом воздух. Закручивает пакет.
В: Что произошло с пакетом? Какой он?
Д: Он наполнился воздухом
В: Вы его видите?
Д: Да
В: Хорошо! Давайте проверuм. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Д: Воздух
В: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Эксперимент №2 «Воздух повсюду?»
В: Внимание!
Соблюдаем тишину!
Идёт эксперимент!
На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем ко дну банки.
Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка? Что же случилось с салфеткой.
Д: Она сухая
В: Почему? Как считаете?
В: Салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
В: Молодцы! Совершенно верно.
Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели?
Д: Нос
Эксперимент № 3 «Ароматный воздух»
Для того, чтобы почувствовать воздух в помещении, что он движется, достаточно вспомнить когда ваши мамы готовят, мы с вамu чувствуем аромат. И сразу понимает, что мамочка приготовила, что – то вкусненькое. Согласны?
Д: Да
В: Мы с вами можем помахать на себя листом бумаги в форме веера. Возьмите веер и попробуйте почувствовать движение воздуха.
В: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух?
Д: При помощи веера.
В: Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели?
Д: Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?
Эксперимент № 4 «Дуновение воздуха»
В: А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?
Д: Воздух, струю воздуха.
В: Мы с вами обнаружили воздух — почувствовали его. Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух?
Д: Да
В: Молодцы!
Давайте пройдем дальше. Посмотрите, что вы видите здесь?
Д: Уши
Эксперимент № 5 «Воздух - певец»
В: У меня на столе бутылка. Если я подую над горлышком бутылки – получится звук. Звуки распространяются благодаря колебанuям воздуха. А если налить в бутылку какое - то количество воды, то звук будет меняться. Воспитатель проводит эксперимент с колебаниями воздуха.
В: Предлагаю вам немного поиграть с воздухом. Давайте встанем и попробуем воздух поймать.
Физкультминутка
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)
В: Воздух вокруг нас.
И сейчас мы с вами проведем эксперимент…. очень опасный, после которого поймем постоянное давление воздуха.
Эксперимент № 6 «Воздух - силач»
В: Я наполняю пластиковый стакан водой до края. Кладу на него картон и сейчас переверну. Как думаете, что произойдет?
Д: Вода выльется.
Проделывает опыт
В: Переворачивая стакан, вода не пролилась. Что это значит?
Д: Воздух вокруг нас.
В: Воздух оказывает давление, он давuт снизу на картон и удерживает его на месте.
В: Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие.
В: Мы с вами смотрели на воздух, слышали его и чувствовали. А сейчас я предлагаю вам рисовать воздухом. Пройдите за столы. Перед работой нам нужно размять пальчики
Пальчиковая гимнастика «Утята»
Для рисования нам понадобятся коктейльные трубочки и гуашь. Мы нарисуем необыкновенные зимние пейзажи с помощью воздуха. Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот, что у меня получилось (показывает рисунок).
В: Такая техника рисования называется кляксография. Мои кляксочки похожи на ветки деревьев. Из ваты я сделала снег. Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха, красок, трубочек и ваты рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю гуаши на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).
В: Молодцы. У вас получились отличные работы. Какую технику рисования мы с вами сегодня освоили?
Д: Кляксография
Вам понравилось работать в такой технике?
Д: Да
В: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ковер – самолет поможет нам в этом. Занимайте места на ковре – самолете. В путь!
Звучит музыка. Дети стоят на ковре с закрытыми глазами.
В: Посмотрите, мы вернулись в детский сад. Путешествуя с вами, сегодня мы попали в потрясающую научную лабораторию. В которой, видели много экспериментов: мы видели воздух, слышали его, чувствовали переносимые воздухом запахи, и даже рисовали воздухом. На этом наше занятие окончено. Спасибо.