Вера Комольцева
Конспект НОД «Солнечный зайчик» по формированию целостной картины мира в группе младшего дошкольного возраста 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМ. Ф. К. САЛМАНОВА
КОНСПЕКТ
Непрерывной образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
в группе младшего дошкольного возраста 3-4 года
«Мандаринки»
По теме: «Солнечный зайчик»
Подготовила:
В. А. Комольцева
воспитатель
высшей
квалификационной категории,
группы
младшего возраста
Публикация «Конспект НОД „Солнечный зайчик“ по формированию целостной картины мира в группе младшего дошкольного возраста 3–4 года» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Солнечный зайчик
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
«Мандаринки».
г. Сургут
2020г.
Тема НОД «Солнечный зайчик»
Цель: Научить детей отражать свет зеркалом – получать солнечных «зайчиков».
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о солнечном свете.
- Формировать умение делать открытия и выводы.
- Познакомить детей с солнечным «зайчиком».
Развивающие:
- Развивать собственный познавательный опыт ребенка, что солнечный «зайчик» – это солнечный свет, отраженный от зеркальной поверхности.
- Развивать речь детей.
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативу, умение слушать друг друга, взаимодействовать со взрослым и сверстниками.
- Воспитывать правила безопасности в играх с зеркалом.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Вид занятия:
-Открытие новых знаний.
Виды деятельности:
- Игровая, экспериментирование, предметная, речевая.
Форма работы :
- Игровая ситуация, подвижная игра, игра-эксперимент, ситуация затруднения, рисование в нетрадиционной технике.
Предполагаемый результат:
- Дети узнают, что солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей поверхности. Они появляются только при ярком свете. Можно пускать солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги).
Предварительная работа:
- Наблюдение за солнцем.
- Рисование солнца.
- Заучивание песенки «Смотрит солнышко в окошко», сл. А. Барто, муз. М. Раухвергера.
- Дидактическая игры: «Части суток», «Гуляем в темноте», «Свеча».
- Рассматривание иллюстраций событий, происходящих в разное время суток;
- Подвижная игра «День-ночь».
-Чтение К. И. Чуковский «Краденое солнце», рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование:
Зеркала по количеству детей, источник света, плоские предметы из разных материалов в корзинке (картон, деревянные пластины, листы фольги, листы белой бумаги по количеству детей; желтая гуашь, желтый фломастер, поролоновые губки, ватные палочки, кисти №3 по количеству детей; вода, салфетки.
Литература.
1. Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019.
2. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. – Центр педагогического образования, 2013.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Вводная часть. – 3 минуты.
Воспитатель приглашает детей к окну.
Дети, у меня для вас загадка, ответ на нее находится за окном, что же это?
Ты весь мир нам освещаешь,
Ты усталости не знаешь.
Утром смотришь к нам в оконце,
И зовут тебя все …
Дети: Солнце!
Воспитатель: Верно, это солнышко! Давайте поиграем с ним!
Проводится игра «Солнышко и дождик».
Дети идут по кругу, держась за руки, проговаривают слова:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Останавливаются, хлопают в ладоши и проговаривают слова:
Мы захлопали в ладошки :
Очень рады солнышку.
А. Барто.
Дети разбегаются врассыпную, бегают по группе.
Воспитатель:
Тучка с солнышком опять
В прятки начало играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
В. Берестов.
Воспитатель: дождик пошел!
Дети останавливаются, поднимают руки вверх в виде домика, прячутся под «крышей».
Воспитатель: дождик прошел. Давайте позовем солнышко!
Дети становятся в круг, идут по кругу и проговаривают стихотворение А. Барто «Солнышко».
Воспитатель: Ребята, а где живет солнышко?
Дети: Солнышко живет на небе.
Воспитатель: Что делает солнышко?
Дети: Светит, греет.
Воспитатель: Правильно, солнышко светит, и мы видим все вокруг. Солнышко просыпается рано и наступает утро. Целый день солнышко светит, освещает все вокруг, согревает всех.
2 Основная часть. 10 минут.
Солнечный свет нужен всем. Все радуются солнышку на небе. Посмотрите, что у меня в руках?
Показывает детям зеркало.
Дети: Зеркало.
Воспитатель: Для чего нужно зеркало?
Дети: Смотреться в него.
Воспитатель: А еще зеркало может нам помочь увидеть не только себя, но и солнечного зайчика. Показать вам солнечного зайчика?
Дети: Да!
Воспитатель наводит зеркало на солнце.
Воспитатель: Посмотрите, вот зайчик побежал! Солнечный зайчик умеет бегать и прыгать.
Воспитатель с помощью зеркала перемещает солнечный лучик по группе и читает стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики» :
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были тут – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли!
Вы нигде их не нашли?
Воспитатель: Ребята, откуда прибежал солнечный зайчик?
Дети: От солнца!
Воспитатель раздает детям зеркальца, обращает внимание детей на правила безопасного обращения с зеркалом.
Воспитатель: Позовите солнечного зайчика.
Дети играют с зеркальцами.
Воспитатель: Получилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Солнечные зайчики могут «бегать» в любом направлении и на большое расстояние, даже от небольшого движения; управлять зайчиком трудно. (Показывает). А еще они любят играть в прятки и догонялки. Смотрите!
Воспитатель прячет «зайчика» прикрыв зеркало ладонью, двумя зеркалами показывает, как два «зайчика» играют в догонялки.
Дети играют с зеркалами в догонялки и прятки на стене. Воспитатель наблюдает, у всех ли получается, кому необходима помощь? Напоминает, что солнечные зайчики любят играть с дружелюбными детьми.
Воспитатель: Дети, могут ли наши зайчики убежать в другое помещение? Давайте поиграем с ними в спальной комнате!
Воспитатель с детьми проходят в спальное помещение, где нет яркого света и солнечных зайчиков детям не удается увидеть.
Воспитатель побуждает детей выяснить, почему не удалось увидеть солнечных зайчиков? Приходят к совместному выводу, что для игр с солнечными зайчиками необходим яркий солнечный свет.
Воспитатель: Давайте сложим зеркала в коробку.
Дети складывают зеркала в коробку.
Воспитатель: Посмотрите дети, у меня в корзинке лежат разные предметы. Возьмите их, и мы снова попробуем позвать солнечного зайчика уже с их помощью.
Дети разбирают плоские предметы из разных материалов. Пытаются получить солнечного зайчика.
Воспитатель: Где солнечные зайчики? Все ли предметы помогли вам найти их?
Дети: Нет, не получилось, только фольга помогла!
Воспитатель: Знаете, почему не пришли к вам зайчики?
Дети: Нет!
Воспитатель: Возьмите зеркала в руки и посмотрите на них внимательно. Солнечный зайчик – это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности, в том числе и от фольги с ее блестящей и гладкой поверхностью.
Дети рассматривают зеркало и лист фольги, сравнивают, находят общее свойство.
Воспитатель: Дети, поиграем еще с солнышком?
Динамическая пауза «Солнышко»
Встало утром солнышко (потягивание)
И гулять отправилось (ходьба на месте)
И на нашей улице
Все ему понравилось (наклоны головы вправо-влево)
Побежало солнышко
Золотой дорожкой (бег по кругу)
И попало солнышко
Прямо к нам в окошко (складывают руки в фигуру «окошко»)
Вместе мы отправимся
С солнцем в детский сад (ходьба по кругу)
Приласкало солнышко
Сразу всех ребят (дети гладят рукой по своей голове)
Воспитатель: Ребята, скоро наступит вечер и солнышко уйдет спать. Вы бы хотели, чтобы солнечные зайчики остались с вами?
Дети: Да!
Воспитатель предлагает детям пройди за столы и каждому нарисовать своего солнечного зайчика, самостоятельно выбрать способ изображения (губкой, ватными палочками, кистью, фломастером). Показывает приемы выполнения рисования. Поощряет каждого ребенка.
3. Заключительная часть. Рефлексия. 2 минуты.
Воспитатель: Дети, что вы сегодня научились делать?
Дети: Научились отражать свет зеркалом – получать солнечных «зайчиков».
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Побуждает детей к выводу о том, что солнечные зайчики - солнечный свет, отраженный от зеркальной поверхности.
Воспитатель: Получилось у вас играть с веселыми солнечными зайчиками?
Дети: Да!
Воспитатель: И зайчики довольны! Они хотели бы продолжить играть с вами.
Дети продолжают играть с солнечными зайчиками.