Марина Ражева
Конспект НОД «Симфонический оркестр»
▼ Скачать +Заказ
«Симфонический оркестр»
для детей 5 -6 лет
Подготовила: музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Ражева Марина Анатольевна
г. Тейково 2015 год
Цель: приобщение дошкольников к классической музыке
Задачи. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Приобщать к музыкальной культуре.
Публикация «Конспект НОД „Симфонический оркестр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Оркестр для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Формировать потребность в восприятии музыки.
Развивать познавательные и творческие способности.
Обогащать словарь.
Образовательная область - «Художественно-эстетическое воспитание»
Форма организации – совместная деятельность педагога с детьми.
Вид деятельности детей: познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.
Материалы и оборудование: музыкальный центр для слушания музыки, детские музыкальные инструменты,презентация.
Предварительная работа: на музыкальных занятиях дети должны познакомиться с основными инструментами симфонического оркестра, их настоящим звучанием, тембровой окраской. Различать группы инструментов: струнных, духовых, ударных, одиночных.
Программное содержание.
1. Расширять знания детей об особенностях звучания музыкальных инструментов.
2. Воспитывать интерес, желание слушать звучание инструментов.
3. Продолжать развивать навыки игры на ДМИ (детских музыкальных инструментах)
4. Развивать тембровый слух детей.
Планируемый результат.
Формирование представления о симфоническом оркестре.
Усиление способности отличать звучание инструментов симфонического оркестра.
Принимать активное участие в игре на ДМИ.
Испытывать потребность в восприятии музыки в исполнении симфонического оркестра.
Ход занятия.
Дети заходят в зал и выполняют обычный комплекс музыкально-ритмических движений, затем спокойно проходят на стульчики.
М. р. здоровается с детьми с помощью попевки «Здравствуйте!», автор…
Слайд 4.
М. р. Обращает внимание детей на экран, где дети видят большую группу музыкантов.
М. р. Ребята, что вы видите на этой фотографии.
Ответы детей.
М. р. Да, это оркестр – группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках – пультах.
А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.
Радость людям доставляет.
Только палочкой взмахнёт,
Музыка звучать начнёт.
Он не врач и не шофёр.
Кто же это?. (Дирижёр)
Дети. Дирижёр.
Слайд 5.
М. р. Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично – им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро, и медленно, и тихо, и громко – как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Перед дирижёром лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир.
Слайд 6.
Скрипка – 4-х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре.
Слайд 7.
Виолончель – большая скрипка, на которой играют сидя. Виолончель имеет богатый низкий звук.
Слайд 8.
Контрабас – самый низкий по звучанию и самый большой по размерам (до 2 метров) среди семейства струнных смычковых инструментов. Играют на нём стоя или на специальном стуле. Это басовый фундамент (основа) всего оркестра.
Слайд 9.
Флейта относится к группе деревянных духовых инструментов. Но современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых. Флейте часто поручается оркестровое соло.
М. р. Ребята, а почему инструменты называются духовыми?
Ответы детей.
М. р. Да, в них действительно дуют. А правильнее сказать, что духовые инструменты звучат, когда в них вдувают воздух.
Слайд 10.
А теперь вы видите и слышите трубу из группы медных духовых инструментов. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов – торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах.
Слайд 11.
Перед вами – тромбон. Тромбон исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных инструментов отличается наличием передвижной кулисы, двигая которую вперёд и назад музыкант изменяет звучание инструмента.
Слайд 12.
Валторна – рожок. Изначально произошла от охотничьего рожка. Валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей.
М. р. Назовите пожалуйста ударные инструменты.
Дети. Барабан, бубен, маракасы, треугольник, металлофон, кастаньеты, колокольчики, трещотки, бубенцы.
М. р. Правильно, ребята. Ударных инструментов очень много, но не все они могут служить в симфоническом оркестре.
Слайд 13.
Назовите инструменты, которые вы видите на слайде.
Барабаны, тарелки, ксилофон.
Слайд 14,15.
А ещё, ребята, в оркестре используются одиночные инструменты. И вы должны узнать и назвать
их правильно.
Дети. Рояль. Арфа.
М. р. Верно. Это концертный рояль и древнейший инструмент – арфа.
А вы, ребята, хотите почувствовать себя музыкантами большого оркестра? Тогда я предлагаю вам взять инструменты и сыграть одну очень красивую музыкальную пьесу.
Исполняется «Рондо в турецком стиле» - В. Моцарта или
«Озорная полька» - А. Филиппенко.
М. р. Спасибо, ребята. Мне понравилось.
А как вы думаете, ребята, такие инструменты как балалайка или саксофон, могут играть в оркестре. А в каком? Дело в том, что эти инструменты входят в состав других оркестров.
Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Кроме симфонического оркестра существуют другие виды оркестров : духовой, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов. В симфоническом оркестре, в среднем, около 60-70 человек, но бывает – 100 и более. Музыканты располагаются в определённом порядке. Они объединяются в группы схожих по тембру инструментов:
струнная, деревянно-духовая, медная -духовая и ударная. Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создаёт согласованное звучание.
___
А сейчас, я хочу предложить вам поиграть в игру.
Слайд 16.
Узнай инструмент.
Слайд 17, 18, 19.
М. р. Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? Как называется оркестр, с которым мы сегодня с вами познакомились? Какой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). Я приготовила для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку. (на обороте силуэт – точками).
Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове)