Марина Стерлягова
Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами духового,
симфонического и народного оркестров.
Задачи:
- Обобщить и углубить жизненные представления детей об уже
известных музыкальных инструментах;
- Расширять музыкальный кругозор детей, формировать основы
музыкальной культуры и музыкального вкуса;
- Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания;
- Учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов
Публикация «Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
духового, симфонического и народного оркестров.
- Формировать умение классифицировать оркестры : духовой,
симфонический, русских народных инструментов;
- Дать представления об основных особенностях строения инструментов,
звукоизвлечения и приемах игры;
- Расширять словарный запас новыми музыкальными понятиями и
терминами.
Актуальность темы:
Современные дети не знакомы с классической музыкой, она очень редко звучит в их повседневной жизни. Необходимо восполнить недостаток информации по этому вопросу, вызвать интерес к высокохудожественной музыке. Активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов. Чтобы ребенок, слушая различную музыку мог определить на каких инструментах она исполняется, каким оркестром.
Методы обеспечения:
НОД;
Познавательно - игровые занятия;
Игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкально-дидактические игры;
Познавательные беседы;
Песни, попевки, упражнения, специальные музыкальные произведения.
С понятиями «Духовой оркестр» и «Оркестр народных инструментов» дети знакомятся в старшей группе, а с понятием «Симфонический оркестр» в подготовительной группе. Но это не значит, что дети не знают инструменты этих оркестров, и не знают значения слова «оркестр».
Уже с младшей группы дети знакомятся с разными инструментами, с их внешним видом, способом звукоизвлечения, тембровым звучанием, приемам игры. Учатся определять их звучание на слух. Знакомство с инструментами происходит в НОД.
В младшей и средней группе дети учатся делить инструменты по способу звукоизвлечения на 3 группы – ударная, духовая, струнная.
Музыкальный руководитель спрашивает детей: «Чтобы получить звук, что надо сделать с тем или иным инструментом?» Дети очень быстро понимают вопрос и отвечают – ударить или дунуть, потрогать струны. Затем, в средней группе, вопрос усложняется. «К какой группе инструментов относится тот или иной инструмент?» Дети отвечают – ударной, или духовой, или струнной.
Дети учатся узнавать инструменты по их тембру.
К концу младшей группы дети знают следующие инструменты:
Ударные – музыкальный треугольник, колокольчик, металлофон, барабан, бубен, ложки, трещотка, пианино;
Духовые – дудочка, к концу года свирель;
Струнная – балалайка (нужно пальцами затронуть струны, скрипка (струны нужно задеть специальным устройством – смычком).
Помимо этих инструментов дети знакомятся с гармошкой.
К концу средней группы добавляется несколько инструментов, это –
Ударные - тарелки, трубочки;
Духовые – труба.
Уже с младшей группы дети знают, что среди перечисленных инструментов есть инструменты, которые называются русские народные. Почему их так называют? Потому что они исполняют русскую народную пляску. Дети учатся слышать народные инструменты и определять жанр русской народной пляски. В средней группе дети уже не путают звучание польки и русской народной пляски. Помогает знание об инструментах исполняющих русскую пляску.
Русские народные инструменты в младшей и средней группе:
Бубен, ложки, трещотка (ударные)
Свирель (духовые)
Балалайка (струнные)
Гармошка
С младшей группы дети знакомятся с барабаном, основным инструментом помогающим играть марш. В средней группе добавляется инструмент – труба. Эти знания помогают в дальнейшем определять звучание духового оркестра, так как чаще всего в репертуаре духового оркестра звучат именно марши.
Дети младшей и средней группы могут показать приемы игры на всех этих музыкальных инструментах. Освоению приемов игры помогают специальные песенки, попевки, упражнения.
«Разминка» Макшанцевой (барабан, дудочка)
«Поиграй-ка, Миша, в бубен» (бубен)
«Сыграем и споем» С. Г. Насауленко (дудочка, балалайка, барабан)
«Я на скрипочке играю» (скрипка, барабан, балалайка)
«Музыканты» Вихаревой (ложки, бубны, колокольчики)
«Тра-та-та, тра-та-та, на парад идет отряд» (барабан)
Песенка капели: «Кап-кап, кап-кап, капают капели»
(музыкальный треугольник)
Сильный и слабый дождик (музыкальный треугольник)
«Весна» Картушиной (трубочки, колокольчики)
«Ручеек» (металлофон)
«Марш и бег» (бубен)
Игра «Оркестр»
Танец «Полечка – малышка» (гармошка, скрипка, дудочка) …
В средней группе вводится понятие «оркестр» - группа музыкантов, исполняющих музыкальное произведение. Именно со средней группы дети начинают играть в оркестре.
Если дети все эти знания освоили в младшей и средней группе, очень легко переходить к понятиям «Духовой оркестр» и «Оркестр народных инструментов».
В старшей группе в январе-феврале месяце, говоря с детьми о военных парадах, где в основном звучат марши, дети знакомятся с понятием духовой оркестр. Дети слушают звучание знакомых инструментов и делят их на 2 группы: ударная (барабан, тарелки); духовая (труба)
На последующих занятиях при знакомстве с новым духовым инструментом - кларнет, дети приходят к выводу, что этот инструмент по внешнему виду отличается от знакомой им трубы и сделан из другого материала – дерева.
А труба сделана из меди. Таким образом, дети делят духовую группу на 2 подгруппы – деревянная духовая и медная духовая. Позднее дети знакомятся с еще одним инструментом деревянной духовой группы – флейтой (ее раньше делали из дерева) и сравнивают инструменты ударной группы - малый барабан и большой барабан.
К концу старшей группы дети знают состав духового оркестра :
Духовая группа
- Деревянная – кларнет, флейта
- Медная – труба
Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки
Дети по внешнему виду называют инструмент, знают приемы игры на нем, определяют инструмент по тембру.
Дети знают, почему духовой оркестр получил название духовой (потому что в этом оркестре больше духовых инструментов, а не ударных)
Во втором учебном полугодии говоря о русском народном празднике Масленица, в старшей группе очень логично ввести понятие «Оркестр русских народных инструментов». Дети знакомятся на занятиях с русскими народными традициями, с русской народной музыкой, без которой невозможен русский праздник Масленица. Они слушают Русские народные пляски и вспоминают инструменты, которые их исполняют. Знакомятся с новыми инструментами, которые вводятся постепенно.
К концу старшей группы дети называют состав оркестра русских народных инструментов :
Ударная группа - бубен, ложки, трещотка, рубель, коробочка, бубенцы;
Струнная группа – балалайка, домра;
Духовая – свирель, свистульки, жалейка;
Кнопочно–духовая – гармошка, баян.
Дети знакомятся с историей появления русских народных инструментов, сравнивают их звучание, внешний вид. Знакомятся с новыми словами : резонатор, корпус, лады, медиатор, головка, колки …
Дети оркеструют РНП «Я на горку шла», где в основном играют на народных инструментах – ложки, бубенцы, бубны, трещотка, рубель, колокольчики (добавляется музыкальный треугольник)
В подготовительной группе полученные знания о духовом оркестре и оркестре народных инструментах закрепляются и расширяются. Дети знакомятся с новыми инструментами, получают новые знания об уже известных им инструментах.
К концу подготовительной группы называют состав духового оркестра :
Духовая группа
- Деревянная – флейта, гобой, кларнет, фагот;
- Медная – труба, тромбон, валторна, туба;
Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки
Дети знакомятся с понятием Военный духовой оркестр.
Оркестр народных инструментов состоит:
Ударная группа - бубен, ложки, трещотка, рубель, коробочка, бубенцы;
Струнная группа – балалайка, домра, гусли;
Духовая – свирель, свистульки, жалейка, рожок;
Кнопочно–духовая – гармошка, баян.
Аккордеон
Дети знакомятся с делением инструментов духовой группы на :
Свистковые – свирель, свистульки;
Язычковые – жалейка, кларнет, гобой, фагот;
Амбушюрные (от слова «буш» - рот) – рожок, труба, флейта.
Сравнивают баян с аккордеоном.
Знакомятся с новыми терминами – гусла (струна, гусли (струны)
Прежде чем знакомить детей с симфоническим оркестром, нужно познакомить детей с разными музыкальными инструментами через небольшие музыкальные произведения, где эти инструменты звучат сольно или в дуэте.
Например: «Флейта и контрабас», фрагмент концерта №1 для кларнета с оркестром, «Патетическое трио» М. И. Глинки – фортепиано, кларнет, фагот.
Знакомство с симфоническим оркестром предлагаю начать со «Сказки про маленькую скрипочку». В доступной, интересной форме дети знакомятся с семьями (группами) симфонического оркестра, их инструментами. Дети приходят к выводу, что симфонический оркестр – это единое целое, где все инструменты очень нужны и важны.
Познакомить детей со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра помогает симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучанием музыкального инструмента. Дети учатся на слух узнавать голоса инструментов.
К концу подготовительной группы дети знают состав симфонического оркестра
Струнная группа
- струнно-смычковая – скрипка, альт, виолончель, контрабас;
- струнно-щипковая – арфа
Духовая группа
- деревянная – флейта, гобой, кларнет, фагот;
- медная – труба, тромбон, валторна, туба;
Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки, литавры, музыкальный треугольник