Папки-передвижки

Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным

Марина Стерлягова
Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с музыкальными инструментами духового,

симфонического и народного оркестров.

Задачи:

- Обобщить и углубить жизненные представления детей об уже

известных музыкальных инструментах;

- Расширять музыкальный кругозор детей, формировать основы

музыкальной культуры и музыкального вкуса;

- Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания;

- Учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов

Публикация «Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным» размещена в разделах

духового, симфонического и народного оркестров.

- Формировать умение классифицировать оркестры : духовой,

симфонический, русских народных инструментов;

- Дать представления об основных особенностях строения инструментов,

звукоизвлечения и приемах игры;

- Расширять словарный запас новыми музыкальными понятиями и

терминами.

Актуальность темы:

Современные дети не знакомы с классической музыкой, она очень редко звучит в их повседневной жизни. Необходимо восполнить недостаток информации по этому вопросу, вызвать интерес к высокохудожественной музыке. Активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов. Чтобы ребенок, слушая различную музыку мог определить на каких инструментах она исполняется, каким оркестром.

Методы обеспечения:

НОД;

Познавательно - игровые занятия;

Игра на детских музыкальных инструментах;

Музыкально-дидактические игры;

Познавательные беседы;

Песни, попевки, упражнения, специальные музыкальные произведения.

С понятиями «Духовой оркестр» и «Оркестр народных инструментов» дети знакомятся в старшей группе, а с понятием «Симфонический оркестр» в подготовительной группе. Но это не значит, что дети не знают инструменты этих оркестров, и не знают значения слова «оркестр».

Уже с младшей группы дети знакомятся с разными инструментами, с их внешним видом, способом звукоизвлечения, тембровым звучанием, приемам игры. Учатся определять их звучание на слух. Знакомство с инструментами происходит в НОД.

В младшей и средней группе дети учатся делить инструменты по способу звукоизвлечения на 3 группы – ударная, духовая, струнная.

Музыкальный руководитель спрашивает детей: «Чтобы получить звук, что надо сделать с тем или иным инструментом?» Дети очень быстро понимают вопрос и отвечают – ударить или дунуть, потрогать струны. Затем, в средней группе, вопрос усложняется. «К какой группе инструментов относится тот или иной инструмент?» Дети отвечают – ударной, или духовой, или струнной.

Дети учатся узнавать инструменты по их тембру.

К концу младшей группы дети знают следующие инструменты:

Ударные – музыкальный треугольник, колокольчик, металлофон, барабан, бубен, ложки, трещотка, пианино;

Духовые – дудочка, к концу года свирель;

Струнная – балалайка (нужно пальцами затронуть струны, скрипка (струны нужно задеть специальным устройством – смычком).

Помимо этих инструментов дети знакомятся с гармошкой.

К концу средней группы добавляется несколько инструментов, это –

Ударные - тарелки, трубочки;

Духовые – труба.

Уже с младшей группы дети знают, что среди перечисленных инструментов есть инструменты, которые называются русские народные. Почему их так называют? Потому что они исполняют русскую народную пляску. Дети учатся слышать народные инструменты и определять жанр русской народной пляски. В средней группе дети уже не путают звучание польки и русской народной пляски. Помогает знание об инструментах исполняющих русскую пляску.

Русские народные инструменты в младшей и средней группе:

Бубен, ложки, трещотка (ударные)

Свирель (духовые)

Балалайка (струнные)

Гармошка

С младшей группы дети знакомятся с барабаном, основным инструментом помогающим играть марш. В средней группе добавляется инструмент – труба. Эти знания помогают в дальнейшем определять звучание духового оркестра, так как чаще всего в репертуаре духового оркестра звучат именно марши.

Дети младшей и средней группы могут показать приемы игры на всех этих музыкальных инструментах. Освоению приемов игры помогают специальные песенки, попевки, упражнения.

«Разминка» Макшанцевой (барабан, дудочка)

«Поиграй-ка, Миша, в бубен» (бубен)

«Сыграем и споем» С. Г. Насауленко (дудочка, балалайка, барабан)

«Я на скрипочке играю» (скрипка, барабан, балалайка)

«Музыканты» Вихаревой (ложки, бубны, колокольчики)

«Тра-та-та, тра-та-та, на парад идет отряд» (барабан)

Песенка капели: «Кап-кап, кап-кап, капают капели»

(музыкальный треугольник)

Сильный и слабый дождик (музыкальный треугольник)

«Весна» Картушиной (трубочки, колокольчики)

«Ручеек» (металлофон)

«Марш и бег» (бубен)

Игра «Оркестр»

Танец «Полечка – малышка» (гармошка, скрипка, дудочка)

В средней группе вводится понятие «оркестр» - группа музыкантов, исполняющих музыкальное произведение. Именно со средней группы дети начинают играть в оркестре.

Если дети все эти знания освоили в младшей и средней группе, очень легко переходить к понятиям «Духовой оркестр» и «Оркестр народных инструментов».

В старшей группе в январе-феврале месяце, говоря с детьми о военных парадах, где в основном звучат марши, дети знакомятся с понятием духовой оркестр. Дети слушают звучание знакомых инструментов и делят их на 2 группы: ударная (барабан, тарелки); духовая (труба)

На последующих занятиях при знакомстве с новым духовым инструментом - кларнет, дети приходят к выводу, что этот инструмент по внешнему виду отличается от знакомой им трубы и сделан из другого материала – дерева.

А труба сделана из меди. Таким образом, дети делят духовую группу на 2 подгруппы – деревянная духовая и медная духовая. Позднее дети знакомятся с еще одним инструментом деревянной духовой группы – флейтой (ее раньше делали из дерева) и сравнивают инструменты ударной группы - малый барабан и большой барабан.

К концу старшей группы дети знают состав духового оркестра :

Духовая группа

- Деревянная – кларнет, флейта

- Медная – труба

Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки

Дети по внешнему виду называют инструмент, знают приемы игры на нем, определяют инструмент по тембру.

Дети знают, почему духовой оркестр получил название духовой (потому что в этом оркестре больше духовых инструментов, а не ударных)

Во втором учебном полугодии говоря о русском народном празднике Масленица, в старшей группе очень логично ввести понятие «Оркестр русских народных инструментов». Дети знакомятся на занятиях с русскими народными традициями, с русской народной музыкой, без которой невозможен русский праздник Масленица. Они слушают Русские народные пляски и вспоминают инструменты, которые их исполняют. Знакомятся с новыми инструментами, которые вводятся постепенно.

К концу старшей группы дети называют состав оркестра русских народных инструментов :

Ударная группа - бубен, ложки, трещотка, рубель, коробочка, бубенцы;

Струнная группа – балалайка, домра;

Духовая – свирель, свистульки, жалейка;

Кнопочно–духовая – гармошка, баян.

Дети знакомятся с историей появления русских народных инструментов, сравнивают их звучание, внешний вид. Знакомятся с новыми словами : резонатор, корпус, лады, медиатор, головка, колки …

Дети оркеструют РНП «Я на горку шла», где в основном играют на народных инструментах – ложки, бубенцы, бубны, трещотка, рубель, колокольчики (добавляется музыкальный треугольник)

В подготовительной группе полученные знания о духовом оркестре и оркестре народных инструментах закрепляются и расширяются. Дети знакомятся с новыми инструментами, получают новые знания об уже известных им инструментах.

К концу подготовительной группы называют состав духового оркестра :

Духовая группа

- Деревянная – флейта, гобой, кларнет, фагот;

- Медная – труба, тромбон, валторна, туба;

Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки

Дети знакомятся с понятием Военный духовой оркестр.

Оркестр народных инструментов состоит:

Ударная группа - бубен, ложки, трещотка, рубель, коробочка, бубенцы;

Струнная группа – балалайка, домра, гусли;

Духовая – свирель, свистульки, жалейка, рожок;

Кнопочно–духовая – гармошка, баян.

Аккордеон

Дети знакомятся с делением инструментов духовой группы на :

Свистковые – свирель, свистульки;

Язычковые – жалейка, кларнет, гобой, фагот;

Амбушюрные (от слова «буш» - рот) – рожок, труба, флейта.

Сравнивают баян с аккордеоном.

Знакомятся с новыми терминами – гусла (струна, гусли (струны)

Прежде чем знакомить детей с симфоническим оркестром, нужно познакомить детей с разными музыкальными инструментами через небольшие музыкальные произведения, где эти инструменты звучат сольно или в дуэте.

Например: «Флейта и контрабас», фрагмент концерта №1 для кларнета с оркестром, «Патетическое трио» М. И. Глинки – фортепиано, кларнет, фагот.

Знакомство с симфоническим оркестром предлагаю начать со «Сказки про маленькую скрипочку». В доступной, интересной форме дети знакомятся с семьями (группами) симфонического оркестра, их инструментами. Дети приходят к выводу, что симфонический оркестр – это единое целое, где все инструменты очень нужны и важны.

Познакомить детей со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра помогает симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучанием музыкального инструмента. Дети учатся на слух узнавать голоса инструментов.

К концу подготовительной группы дети знают состав симфонического оркестра

Струнная группа

- струнно-смычковая – скрипка, альт, виолончель, контрабас;

- струнно-щипковая – арфа

Духовая группа

- деревянная – флейта, гобой, кларнет, фагот;

- медная – труба, тромбон, валторна, туба;

Ударная группа – малый и большой барабан, тарелки, литавры, музыкальный треугольник

Публикации по теме:

«Вышивка». НОД по развитию речи через знакомство с русским народным творчеством Ребята, помните, на прошлом занятии я познакомила вас с разными кружевами. Мы рассматривали кружевные салфетки, вещи с кружевами, детские.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Тема: Встреча весны. Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с видами изобразительного искусства» Программные задачи: Образовательные. • Развивать у детей интерес к искусству. Закрепить знания об искусстве как виде творческой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство детей с видами филимоновских игрушек» Программное содержание. Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора. Продолжать знакомство.

Конспект «Знакомство с русским народным костюмом»Конспект «Знакомство с русским народным костюмом» Задачи: Обучающие: Формировать знания детей о русском народном костюме (мужском и женском). Познакомить с элементами украшения костюма.

План-конспект по физкультурному занятию «Знакомство с водными видами спорта. Гребля» План-конспект по физкультурному занятию. Для средних, старших и подготовительных групп. Тема: Знакомство с водными видами спорта..

План-конспект по физкультурному занятию. Знакомство с водными видами спорта «Регата» План – конспект по физкультурному занятию для детей среднего, старшего и подготовительного возраста Тема: Знакомство с водными видами.

План-коспект физкультурного занятия. Знакомство с зимними олимпийскими видами спорта Для средних, старших и подготовительных групп Тема:знакомство с зимними олимпийскими видами спорта Бобслей 1 часть -Построение в шеренгу.

Конспект занятия «Знакомство с народным праздником Кузьминки» (начальные классы) Цель: познакомить с традиционным народным праздником Кузьминки. Задачи: • прививать любовь к традиционным русским народным праздникам; •.

Знакомство детей с русским народным творчествомЗнакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным
Опубликовано: 27 августа 2016 в 13:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство дошкольников с видами оркестров: духовым, симфоническим, народным» (включая файлы) размещена пользователем Марина Стерлягова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД