Наталья Тутаришева
НОД с детьми в речевой подготовительной к школе группе по лексической теме «Осенняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в речевой подготовительной к школе группе по лексической теме : “Осенняя прогулка”.
Программное содержание.
Цель: Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и аграмматической дисграфии.
Задачи:
1. Закрепление умения воспроизводить услышанный ритм.
2. Формирование навыка фонематического анализа.
3. Формирование навыка слогового анализа.
4. Упражнение в составлении слов из перепутанных слогов.
Публикация «НОД с детьми в речевой подготовительной к школе группе по лексической теме „Осенняя прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
5. Упражнение в чтении слов по полбуковке.
6. Обобщение и систематизация знаний по теме “ Осень”.
7. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
8. Закрепление правильного употребления существительных в различных падежах.
9. Закрепление правильного употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
10. Формирование умения подбирать родственные слова.
11. Упражнение в составлении предложения из слов, употребленных в начальной форме.
12. Закрепление правильного употребления предлогов.
13. Закрепление умения разгадывать ребусы с предлогом В.
14. Развитие связной речи.
15. Автоматизация поставленных звуков в свободной речи.
16. Формирование пространственных представлений.
17. Развитие общих речевых навыков, координации речи и движения.
18. Узнавание пунктирного изображения предметов.
19. Развитие мелкой моторики.
20. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
21. Формирование навыков работы в коллективе, инициативности, самостоятельности.
22. Создание положительных эмоций и радостного настроения детей.
Оборудование:
Фланелеграф, солнышко, дятел, пунктирные изображения овощей, “слоговые” дорожки (разноцветные осенние листья, карточки со слогами (“капельки дождя”, ребус, бумажная кукла и осенняя одежда, игрушки, раздаточный материал: элементы для составления графической схемы предложения, зонтики красного и синего цвета, подносы с манной крупой.
Ход :
1. Организационный момент. Закрепление умения воспроизводить услышанный ритм.
-Ребята, мы сегодня отправимся на осеннюю прогулку. Назовите признаки осени. Что происходит осенью в природе? Послушайте, кто-то стучит далеко в лесу. Давайте повторим и тогда сразу узнаем, кто это (---).
Выставляется картинка на фланелеграфе-дятел. Дятел остается зимовать с нами. А многие птицы осенью улетают в теплые страны. Каких перелетных птиц вы знаете?
2. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных. “Чей, чья,чье?”(Игра с мячом).
Шея утки-утиная шея. Крик грача-…Лебединая голова-…Крыло журавля-…Гнездо ласточки-…Клюв гуся-…
3. Обогащение словаря прилагательными.
-С нами на прогулку пойдет девочка Тома. Поможем ей одеться. Составим предложения, подбирая по два красивых слова-признака. (Я надену на Тому плотную шерстяную кофту).
Дети одевают бумажную куклу, составляя предложения.
4. Формирование навыка фонематического анализа.
-Тома возьмет с собой зонтик на случай дождя. И мы с вами возьмем красные и синие зонтики и составим схему слова ТОМА. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о каждом звуке.
5. Выделение первого слога в словах.
-А сейчас мы будем писать на “песке”. Напишем только первый слог в словах, которые я назову. Это будут названия игрушек, которые Тома возьмет с собой на прогулку. (Пони, кубики, машина, самолет, паровоз, котик).
Дети пишут на подносах с манной крупой.
6. Формирование слогового анализа.
- Ребята, какого цвета осенние листья? Cейчас мы погуляем по парку и пройдемся по осенним дорожкам. Тот, кому я назову слово из одного слога, пойдет по дорожке из желтых листьев, из двух-по дорожке из оранжевых, из трех-по дорожке из красных листьев. ( Слова: липа, сосна, дуб, клен, береза, осина).
Дети “шагают”cлова по слогам, выбрав соответствующую дорожку.
-Название какого дерева я зашифровала? (Три хлопка).
7. Составление слов из перепутанных слогов. Закрепление правильного употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Подул сильный осенний ветер и слова, которые Тома хотела произнести, рассыпались.
Это названия фруктов. Устно:
Ва, cли.
Нан, ба.
Ви, ки.
Ша, гру.
Какие еще фрукты вам известны? Назовем их ласково.
8. Физминутка “Садовник”. Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением, мелкой моторики.
-А сейчас мы побываем с садовником в саду и соберем урожай.
Мы с тобой в саду гуляем (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Апельсины cобираем. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее
Куст)
Яблони белили мы (Движение правой рукой вверх-вниз).
Известью белилами.
Починили мы забор. (Имитируют удары молотком).
Завели мы разговор: (Cтоят лицом в круг, в центр выходит один
Ребенок)
-Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам, в награду дашь?
-Дам в награду (На каждое название фруктов загибают по одному
Слив лиловых, пальцу на правой руке)
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Киви
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
9. Чтение слогов по полбуковке.
-Тучки закрыли слоги. Давайте прочитаем их и придумаем слова с данными слогами.
C логи: ко, та, му.
10. Чтение слова, в котором “рассыпались” слоги. Закрепление умения разгадывать ребусы с предлогом В.
-Мы с вами оказались в лесу. В это время пошел сильный дождь. Прочитайте на капельках дождя слово, в котором “рассыпались” слоги.
Разгадайте ребус.
Какое маленькое слово- предлог вы использовали?
Как одним словом назвать лису и волка? Животные осенью начинают готовиться к зиме. Каких еще диких зверей вы знаете?
11. Подбор родственных слов.
-Подберите родственные слова к слову ЛИСА. (Лисичка, лис, лисонька, лисы, лисий, лисица, лисенок)
12. Подбор слов-признаков к существительному.
-Дождик прошел, выглянуло солнышко. (Солнышко на фланелеграфе). Подберем “лучики” к слову СОЛНЫШКО, красивые слова. Cолнышко какое? (Теплое, светлое, горячее, доброе, лучистое, согревающее, ласковое, игривое, желтое, радостное, большое, осеннее).
13. Упражнение в правильном употреблении существительных в различных падежах. Узнавание пунктирного изображения предметов.
На фланелеграфе вокруг солнца размещены пунктирные изображения овощей.
-Мы с вами попали в огород. Узнайте овощ и закончите предложение
-Что согревает солнышко? (Cолнышко согревает свеклу).
-Из-за чего выглядывает солнышко?
-На что смотрит солнышко?
-О чем рассказывает солнышко?
-Чем восхищается солнышко?
-Чему дарит свое тепло?
14. Формирование пространственных представлений.
-Поближе к солнышку переместился и наш дятел.
Посмотрите, в каком углу дятел? (На фланелеграфе).
-Дятел сидит в правом верхнем углу.
-В какой угол сейчас прилетел дятел? И т. д.
15. Составление предложения из слов, употребленных в начальной форме. (Игра “Живое предложение”).
-Тома придумала для вас интересную игру.
Четверо детей запоминают слова: Тома, гулять, в, лес. Они поочередно называют каждый свое слово. Остальным ребятам предлагается составить предложение. Затем все дети составляют схему предложения.
-Назовите предлог. Каким по счету стоит предлог в этом предложении? Какие еще предлоги вы знаете? Придумайте другие предложения к данной схеме.
16. Подведение итогов.
-В какие игры мы с вами играли на осенней прогулке? Что вам понравилось больше всего? А что показалось вам трудным?
Cпасибо за чудесную прогулку! Томе запомниться эта прогулка. Она побывала в необычном лесу и собрала для вас сладкие грибочки.