Валентина Хлыстун
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы «Необычный гость»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие эмоционально-волевой, личностной сферы (снятие агрессии, работа с гиперактивными детьми)
Задачи:
уточнить представления детей о хорошем и плохом поведении;
учить детей осмысливать и анализировать собственные поступки;
исследовать самооценку детей с помощью методики «Лесенка»
формирование навыков рефлексии.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка «Ежик», изображение «Волшебной лесенки», изображение мальчика и девочки, цветные кружки.
Раздаточный материал: индивидуальные карточки «Волшебная лесенка», цветные карандаши.
Продолжительность : 25 минут.
Структура :
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы „Необычный гость“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
1. Вступительная часть.
- Приветствие
Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности.
- Мотивационно-побудительная беседа, отгадывание загадки
Цель: концентрация внимания, создание мотивации.
2. Основная часть.
- Чтение сказки М. Веховой «Ежик», обсуждение.
Цель: уточнение представлений детей о хорошем и плохом поведении
- Динамическая пуаза «Если есть хороший друг»
Цель: активизация позитивного эмоционального состояния.
- Диагностическое задание «Волшебная лесенка»
Цель: учить осмысливать и анализировать свое поведение, исследование самооценки.
3. Заключительная часть.
- Подвижная игра «Доброе существо»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Рефлексия.
Ход НОД
1. Вступительная часть.
Приветствие.
Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности.
Педагог приветствует детей, здоровается.
Мотивационно-побудительная беседа, загадывание загадки.
Цель: концентрация внимания, создание мотивации.
Педагог: Ребята, к нам сегодня на занятие пришел необычный гость. Он первый раз оказался в детском саду, ему немножко непривычно стало в новой обстановке, и он пока спрятался в комнате (примечание: до начала занятий психолог спрятал игрушку «Ежик» в кабинете).
Педагог: Я вам прочитаю загадку, а вы попробуете угадать, кто же к нам пришел в гости.
На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
Педагог: Молодцы! Все угадали. Конечно, это ежик.
2. Основная часть.
Чтение сказки М. Веховой «Ежик», обсуждение.
Цель: уточнение представлений детей о хорошем и плохом поведении.
Педагог: Ежик к нам пришел по очень важному делу, он не может найти ответ на трудный вопрос: Какой он? Хороший или плохой?
Педагог: Давайте ему поможем найти правильный ответ.
Педагог читает сказку М. Веховой «Ежик» и по ходу чтения задает детям вопросы.
«Однажды маленький ежик спросил маму:
Какой я? Хороший? Или - плохой?
- Хороший! Хороший! – закричала Лягушка. - Ты мне хлопал в ладоши, когда я спела тебе песню «Ква-Ква».
- Плохой! - проворчала Лиса. - Все лапы об него исколола…
- Не верьте Лисе! Он хороший! Через ручей меня на спине перевез,- сказал Муравей.
Но большая полосатая Оса загудела:
- Плохой! Он меня с цветка на землю стряхнул!
- Неправда, Ежик – хороший! – крякнул Утенок. – Я в траве заблудился, а он меня к воде вывел.
- Ежик плохой! – не согласилась Белка. – Он у меня сушеный гриб утащил!
- Я спал, а ко мне Лиса подкрадывалась. Он ее прогнал! Хороший Ежик! – сказал Зайчонок.
-Он наступил на мою норку, крышу продавил, вот какой он плохой! – пропищала Мышка.
Педагог: - Ребята, кто же из лесных жителей сказал, что ежик хороший? (лягушонок, муравей, утенок, зайчонок).
Педагог: Почему они утверждают, что он хороший?
Педагог: А кто же из лесных жителей сказал, что ежик плохой? (лиса, оса, белка, мышка)
Педагог: Почему они считают его плохим?
Что же получается: 4 ответа – хороший, 4 ответа – плохой. Какой же все-таки ежик?
Давайте послушаем, какой же ответ дала ежику его мудрая мама-ежиха.
«- А все-таки, какой я? - спросил Ежик маму.
- Когда обижаешь кого-нибудь, плохой, а когда делаешь что-то доброе - хороший, – сказала мама.
И все закричали: - Правильно!»
Педагог: Вы согласны с маминым ответом?
Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
Цель: активизация позитивного эмоционального состояния.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнем!
- опускают руки вниз
- качание головой, встряхивают кистями
- разводят руками
- разворачиваются лицами друг к другу
-пожимают друг другу руки
- делают глубокий вдох, выдох
- нагибаются и медленно выпрямляются
- отряхиваются
Диагностическое задание «Волшебная лесенка».
Цель: исследование самооценки и умения анализировать сове поведение.
Педагог: Так давайте подумаем над вопросом: «Какие вы?» и определим свое отношение к самому себе, как к вам относятся родители, воспитатели в детском саду, ваши друзья и подруги. Поможет нам в этом «Волшебная лесенка»
Каждый ребенок получает индивидуальный бланк с рисунком лесенки, состоящей из 7 ступенек. Педагог вместе с детьми с помощью цветовых сигналов (кружков) обозначает ступеньки лесенки. Начинаем с верхних ступенек.
1 ступенька (красный кружок) – самые хорошие дети.
2 ступенька (оранжевый кружок) – очень хорошие дети.
3 ступенька (желтый кружок) – хорошие дети.
4 ступенька (зеленый кружок)- ни хорошие, ни плохие дети.
5 ступенька (кружок синего цвета) – плохие дети.
6 ступенька (кружок коричневого цвета) – очень плохие дети.
7 ступенька (кружок черного цвета) – самые плохие дети.
Педагог: Определите свое место на этой лесенке по следующим позициям:
I позиция - на какую ступеньку ты сам себя поставишь?
II позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя твои родители?
III позиция – на какую ступеньку этой лесенки поставили бы тебя воспитатели в детском саду?
IV позиция – на какую ступеньку тебя бы поставили твои друзья и подруги?
Свой позиционный выбор дети обозначают схематичным рисунком человечка. После каждого выбора педагог индивидуальном порядке проводит уточнение каждой позиции.
3. Заключительная часть.
Подвижная игра «Доброе существо».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Педагог (тихим, таинственным голосом): Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе существо. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. так не только дышит существо, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад, стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого существа себе.
Педагог: Ежик очень жизнерадостный по характеру и поэтому и вам советует никогда не унывать в различных жизненных ситуациях, и создавать вокруг себя и окружающих людей добрую и радостную атмосферу.
Рефлексия.
Чему же мы сегодня с вами научились, что же узнали? (рефлексия, ответы детей).
Педагог (делает вывод по занятию): Ребята, надо всегда думать о своем поведении, о том, как мы относимся к себе и к окружающим. Мне очень было приятно работать сегодня с вами. Спасибо за работу.