Ирина Брыкалова
НОД с детьми подготовительной логопедической группы «В гостях у Стеклянной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.
Тема: «В гостях у Стеклянной королевы»
Подготовительная логопедическая
Форма проведения: подгруппа
воспитатель:
Брыкалова Ирина Владимировна
Цель занятия: расширить и систематизировать знания детей о стекле, его свойствах и применении.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей создания стекла и его применением; расширять кругозор дошкольников.
Публикация «НОД с детьми подготовительной логопедической группы „В гостях у Стеклянной королевы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- учить опытным путем определять и называть свойства стекла: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное, бьющееся, увеличительное, разноцветное.
- закреплять навыки проведения лабораторных опытов: умение работать с раздаточным материалом, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать логическое мышление: формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников умение работать в группе: договариваться, обмениваться мнениями, не перебивая друг друга, доводить дело до конца.
Материалы и оборудование:
- «Королева стеклянной страны»
(сделана из стеклянного флакона);
- волшебный сундучок;
- ширма;
- стеклышки: простые и разноцветные;
- лупа, бинокль;
- емкости с водой (тазики);
- стеклянные изделия: стакан, кружка, ваза, хрустальная (конфетница) и др. ; фигурки из стекла.
- соломинки и мыльный раствор.
Ход занятия:
знакомство с «Королевой стеклянной страны»
На ширме кукольного театра появляется Королева.
- Я- королева. Хотите знать, в какой стране я живу? Для этого отгадайте, что находится в сундучке (воспитатель берет у Королевы скндучок).
- А для того, чтобы узнать, что находится в сундучке, поиграем в игру «Да- нет». Вы будите задавать вопросы, а я в ответ говорить только «Да или Нет».
Алгоритм отгадывания:
- Это живое? (нет)
- Это в доме? (да)
- Это на кухне? (да)
- Это посуда? (да)
- В ней готовят пищу? (нет)
- Из нее пьют? (да)
- У нее есть ручка? (нет)
- Это СТАКАН.
Воспитатель достает из сундучка стеклянный стакан.
- Из чего сделан стакан?
Стакан сделан из стекла.
- Какие предметы из стекла вы знаете? (ответы детей)
«Стеклянная Королева» рассказывает легенду о рождении стекла.
Почти 5 веков пролетело с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли по пескам Аравийской пустыни усталые путники. Развили они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, обложили его кусками природной соли, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершалось таинство слияния соли с песком и родилось чудо! Твердый, как камень, прозрачный, как прохладные воды ручья, сверкающий на солнце слиток лежал утром на отгоревшем кострище. Так люди впервые увидели стекло.
Физкультминутка:
Логоритмическое упражнение «Разноцветные стекляшки»
Воспитатель обращается к Королеве:
- Что же еще интересного лежит в вашем волшебном сундучке?
Воспитатель достает простые стеклышки (по количеству детей).
- Возьмите в руки стеклышки и рассмотрите их.
- Скажите: стекло прозрачное или нет? (стекло прозрачное)
- Где люди применяют стекло, используя его свойство (прозрачность?
(из стекла изготавливают стенки аквариума, очки, термометры, стекла автомашин, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. п.
Хорошо, что люди придумали стекло? Что было бы, ели бы у нас в группе не было стеклянных окон?
(было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу).
- А что будет со стаканом из стекла, если он ударится о твердый пол? (стакан разобьется)
- Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (стекло хрупкое)
- Давайте проведем еще один опыт: опустите кусочки стекла в тазики с водой.
- Стеклышки утонули или остались плавать? (стеклышки утонули, значит, они тяжелые)
- А теперь проведите рукой по стеклу: оно мягкое или твердое? (стекло твердое)
- Стекло гладкое или шероховатое? (оно гладкое)
- Понюхайте стекло: пахнет или нет? (стекло не пахнет)
- Теперь проверим, звучит стекло или нет. Воспитатель ударяет палочкой по краю стакана. (стекло звучит)
Воспитатель снова обращается к Королеве:
- Дорогая Королева, может быть у вас еще есть стеклянный подарок для наших детей?
Королева достает из сундучка стеклянные изделия. Воспитатель привлекает внимание детей к рисунку на хрустальной (конфетнице, затем ударяет палочкой по изделию.
- Хрустальное изделие звучит так же как стеклянный стакан или звонче? (хрустальное изделие звучит еще звонче)
Физкультминутка:
Дыхательная гимнастика.
Цель: совершенствование целенаправленного выдыхания воздушной струи.
Воспитатель предлагает посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят.
Воспитатель обращается к Королеве:
- Дорогая Королева, может быть, у вас есть еще какой-нибудь секрет?
Королева:
- Верите ли вы, что черепаха видит все вокруг только зеленым? (ответы детей Да или Нет)
А хотели бы вы посмотреть на все глазами черепахи?
Королева достает из сундучка зеленые стеклышки.
Воспитатель раздает детям зеленые стекла и предлагает посмотреть через них на предметы. (дети обсуждают увиденное)
Какой бы вы хотели еще увидеть нашу группу?
Воспитатель достает из сундучка разноцветные стеклышки, и посмотреть через них. (дети делятся своими впечатлениями)
Королева:
- А у меня для вас есть еще подарок.
Воспитатель достает из сундучка лупу.
(дети знакомились с лупой ранее, поэтому рассказывают о своих впечатлениях)
Королева:
- Мне очень понравились ваши рассказы, и я подарю вам бинокль. В него вставлены два больших увеличительных стекла, и вы все подробно рассмотрите на прогулке.
Воспитатель обращается к детям:
- А вы знаете, где делают стекло и стеклянную посуду?
- Как называют человека, который создает стеклянные изделия (дети рассказывают вспоминают об услышанном ранее)
-Произнесите медленно СТЕКЛОДУВ,
- из каких частей оно состоит?
- Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув, для выдувания стекла?
- Что выпускает стекольный завод?
- Не хотите ли вы, стать мастерами- стеклодувами?
Воспитатель раздает трубочки и мыльную воду. Дети делятся на 2 команды. Сначала, одна команда выпускает пузыри, а другая наблюдает за ними и читает стихотворение Э. Фарджей «Мыльные пузыри». Каждый ребенок произносит по одной строчке.
«Осторожно пузыри,
-Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
-Блестят!
-Отрываются!
-Летят!
- Мой- со сливу!
- Мой- с орех!
-Мой не лопнул дольше всех!»
Команды меняются местами.
Итог занятия:
Королева обращается к детям:
- Моя страна необычная: все предметы в ней стеклянные. Подумайте, быть стеклянным - это хорошо или плохо? Поиграем в игру «Хорошо - Плохо».
Дети «хорошо»: пить из стеклянной посуды, она прозрачная, видишь, что пьешь; гладкая (хорошо моется, не уколешься); красивая,; легкая.
«Плохо»: Стеклянные предметы легко бьются; можно пораниться; нельзя ставить на огонь; трескаются от мороза.
«Стеклянная Королева»:
- А что особенно вам понравилось в сегодняшнем занятии? (ответы детей)
- А что у вас сегодня не получилось? (ответы детей)
- На память обо мне я оставляю вам эти волшебные, разноцветные стеклышки, но будьте с ними осторожны!