Анна Пономаренко
НОД «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Нод «Русская изба»
Старшая группа
Цель: Развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес.
Задачи:
- Закреплять познавательную и речевую активность, умение согласовывать слова в предложениях.
- Закреплять навык звукового анализа слова (определение позиций звука).
- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
Публикация «НОД „Русская изба“» размещена в разделах
- Закреплять знания детей о русском народном костюме, музыкальных инструментах, предметах быта, активизировать словами (ухват, крынка, чугунок, рушник, коромысло, кокошник, картуз, косоворотка, кушак, портки, лапти, рукодельница, посиделки(.
- Развивать умение складывать и вычитать в пределах 10.
- Развивать навыки балансировки и координации движений «влево-вправо». «вверх-вниз».
- Развивать тактильную чувствительность.
- Формировать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок : «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», «Царевна – лягушка», «Сивка - Бурка», «Хаврошечка», «Финист – Ясный сокол».
Прослушивание песен русского фольклора : «Как на тоненький ледок», «Ранним – рано поутру», «Уж я колышки тешу», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».
Просмотр сказки «Репка» с помощью настольного театра.
Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная».
Драматизация сказки «Заяц хваста» с детьми. Рисование по сказкам.
Знакомство с малыми фольклорными формами. Знакомство с прикладным творчеством: Дымка, Городец, Хохлома, Гжель.
Ежегодное проведение праздника Масленица. Беседы с детьми о быте русского народа, традициях русского народа.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
Ребята я вас приглашаю отправиться в путешествие, в далекие времена, когда наша страна называлась Русь, хотите отправиться в путешествие? Смотрите, у нас на пути, указатель, кто может прочитать, что написано на указателе?
Дети: Ответы
Воспитатель: Направо пойдешь - далеко не уйдешь!
К доске подойдешь – много интересного найдешь!
Дети: подходят к интерактивной доске mimio проект «Русские традиции»
Воспитатель: Ребята экран нам загадывает загадки, о народных инструментах, попробуем отгадать?
После отгадывая загадки о народных инструментах, дети слушают, как звучит инструмент.
Воспитатель: А кто знает, среди этих инструментов есть духовой инструмент?
Дети: Ответ
Воспитатель: а кто заметил ударный инструмент? А как называется инструмент, у которого есть струны?
Дети: Размышляют
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а что лежит у вас на столах?
На столах «Палитра» сложение и вычитание. На «Палитре» картинки народных музыкальных инструментов. Когда дети выполняют задание по решению примеров, переворачивают палитру и видят картинку, с изображением «Дети играют на музыкальных инструментах».
Воспитатель: Давайте вместе попробуем разобраться, какое задание на столе. Может кто то уже догадался?
Дети: размышляют
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы услышать как звучит оркестр народных инструментов, но для этого нам необходимо выполнить задание, давайте попробуем составить оркестр из отдельных инструментов.
Задание усложнение: сравнить каких инструментов больше, ударных или струнных, а каких меньше.
Воспитатель: (звучит мелодия «Во поле береза стояла»)
Воспитатель: Ребята, а давайте подойдем к экрану и посмотрим, что он нам покажет на этот раз. Кто знает, как называется элементы национального костюма у девушки и у юноши?
Дети: Размышляют (кокошник, сарафан, платок, сапожки, картуз, косоворотка, кушак, портки, лапти)
Воспитатель: А как вы думаете, эта одежда повседневная или праздничная?
Дети: Одежда праздничная
Воспитатель: А кто может объяснить, что значит повседневная и праздничная одежда?
Дети: размышляют
Воспитатель: А кто же шил такую одежду? Как называли этих женщин?
Дети: Рукодельницы
Воспитатель: Как хорошо вы знаете национальную русскую одежду ребята. А давайте, вспомним как жили люди на Руси ( следующий слайд: Русская изба и быт)
Воспитатель: А кто знает, что самое главное было в русской избе?
Дети: Печь, она избу обогревала, в ней готовили обед, сушили одежду, лечились на печи от разных болезней.
Воспитатель: Ребята, а кто подскажет, какая домашняя утварь была на Руси в каждой избе?
Дети: Ухват, крынка, чугунок, рушник, самовар, бочка, ведро, коромысло, корзина.
Воспитатель: А у нас с вами тоже есть корзины, а для чего они нужны в хозяйстве?
Дети: Ходить в лес, собирать в корзины ягоды, грибы.
Воспитатель: Ребята я вдали вижу лес, и у нас с вами есть корзины, куда же мы с вами можем сейчас отправиться?
Дети: В лес за грибами и ягодами.
Воспитатель: Посмотрите ребята, в корзине есть карточки, которые помогут нам выбрать маршрут, а когда мы вернемся, мы поделимся впечатлениями, кто, где побывал, встретимся с вами на этой поляне, хорошо?
Разбирайте карточки, они нам укажут в каком направлении идти.
Оборудование:
Сырный ломтик (на фишке изображены корзины, ведем фишку до лунки под которой изображена малина) собранную малину кладем в корзину.
Сенсино (геометрические формы, находим геометрическую форму в ячейке, под геометрической формой спрятаны ягоды.) Складываем в корзину: черника, ежевика, клюква.
Магнитный лабиринт (на поле расположены грибы, с помощью шариков мы прокладываем путь к грибам) собираем грибы в корзину.
Воспитатель: а что у вас в корзинах?
Дети: собрали малину, чернику, ежевику, грибы лисички, боровики, подберезовики.
Воспитатель: ребята посмотрите у нас здесь загадки, попробуем отгадать? Закрепление звукового анализа слова (определение позиций звука в слове) см. приложение
Воспитатель: А сейчас у нас с вами будет викторина «Что из чего можно приготовить?»
Как называется суп с грибами? - Грибной суп
Как называется варенье из клубники? - Клубничное варенье
Как называется компот из вишни? - Вишневый компот
Как называется икра из грибов? - Грибная икра
Как называется пирог с ягодами? - Ягодный пирог
Как называется начинка из ягод? - Ягодная начинка
Как называется компот из ягод? - Ягодный компот
Как называется пирог с грибами? - Грибной пирог
Как называется джем из малины? - Малиновый джем
Воспитатель: Ребята мы столько с вами дел переделали, а кто помнит, где мы с вами побывали, что видели? ( воспитатель подводит детей к ответу: видели и слушали народные инструменты, побывали в русской избе, вспомнили, какую одежду носили на Руси).
Дети: дети рассуждают
Воспитатель: Пора и нам отдохнуть. Было время в старину, долгими зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где они пряли, вязали, вышивали, плели корзины и обязательно пели песни, частушки и рассказывали сказки. Так веселее было трудиться, да и работа спорилась. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились у старших мудрости жизни. Вот и у нас с вами сегодня посиделки.
Мы подготовили частушки, сейчас мы их исполним:
Дети: исполняют частушки.
Нянечка в порядке держит
Группы наши круглый год,
Чистоту кругом наводят.
Целый день всё трёт и трёт.
Есть и группа непростая-
Есть и группа речевая,
Здесь всех учат говорить
Чисто звук произносить.
Наши дети не ленились
И усердно все учились.
Вот пятёрки за ответ
Стал им ставить логопед.
С музыкантом нашим мы
Петь готовы до зари.
Полонезы и кадрили,
Польки тоже не забыли.
Медицинский персонал
Нам здоровье сохранял,
И прививки, и зелёнка-
Самый лучший друг ребёнка!
Дорогие повара.
Вкусно кормите всегда.
Посмотрите-ка на нас-
Эти щёчки просто класс!
Повара здесь варят каши,
В праздник здесь блины пекут.
Непростое это дело:.
Целый день кормить всех тут.
Не волнуйтесь, мамочки,
Мы же вам поможем.
Если нет, то в детский сад
Всегда вернуться сможем.
Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо вам большое!
Сказки в сундучке живут,
Все они здесь тут как тут.
Очень просятся сюда.
Приоткрыть им крышку (Да)
Вот моя сказка: Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья- искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково. Дымковские мастера стали делать игрушки, свистульки из глины и расписывали разноцветными кружочками, точками.
Другое перышко упало в городе Городец. Мастера Городца стали расписывать свои деревянные изделия цветами шиповника, розами и бутонами.
Третье перышко упало в подмосковной деревушке под названьем Гжель. Гжельские мастера стали делать свои изделия из белой глины и расписывали голубовато-синими мазками, завитками и розами.
А еще одно перышко упало в село Хохлома. Хохломские мастера стали делать деревянную посуду. Они расписывали ее красными ягодами, золотыми листочками.
- Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Попросим наших родителей нам помочь разобрать посуду? Я думаю, что они нам не откажут
На столах разрезные картинки народных промыслов: (хохлома, городец, гжель, дымково)ребята с родителями собирают картинки и рассказывают какой вид росписи они собрали.
Воспитатель: А у нас в «сказочном сундучке» остались еще сказки, а что это за сказка нам расскажет (родители с детьми готовят сказки)
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать. Накрывали красиво стол и приглашали гостей к столу. И мы приглашаем всех гостей к столу.