Оксана Святославовна Салимгареева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» с. Шаран муниципального района
Шаранский район Республики Башкортостан
Конспект НОД для детей от 5 до 6 лет
«Путешествие в Шахматное королевство»
Воспитатель: Салимгареева О. С.
Шаран - 2021
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Путешествие в шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, активизировать мыслительную деятельность. Закрепить знания детей о шахматной доске и фигурах. Познакомить с передвижением по шахматному полю слона.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, с помощью решения проблемной ситуации, активизировать мыслительную деятельность; формировать способность ясно и четко излагать свои мысли, строить полные предложения; упражнять в согласовании количественных числительных с существительными разных родов.
2. Развивающие: закреплять умение обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности, умение ориентироваться в пространстве; развивать наблюдательность, познавательный интерес.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательность, интерес к игре в шахматы; чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать уверенность в своих силах воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматная доска, шахматные фигуры, интерактивная доска, компьютер, магнитофон с аудиозаписью, видео слайд «Королева шахматного королевства», компьютерная игра: «Динозавры учат шахматам», дидактическая игра: «Кубик», ковер самолет. Наборы шахмат для каждого ребенка
Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в одно увлекательное путешествие в одно замечательное королевство. В королевство это могут попасть только самые упорные, самые внимательные, самые старательные. Вы догадались о каком королевстве идет речь?
Дети: Да! О Шахматном королевстве!
Воспитатель: Правильно ребята, речь идет о Шахматном Королевстве!
Но для того что бы попасть в это королевство, нужно что бы открылась шахматная доска, а для этого нужно выполнить задания. Вы готовы ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, сначала нам нужно ответить на вопросы:
1. Назовите Родину шахмат? – Алена
2. Какого цвета фигуры в шахматах? – Алан
3. Каких фигур больше белых или черных? – Виалета
4. Сколько всего фигур в шахматах? – Айнур
5. Сколько всего полей в шахматах? – Тамерлан
6. Какая фигура самая маленькая в шахматах? – К. Егор
7. Какую фигуру нельзя убрать с доски? – Илья
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята! Следующее что нам нужно сделать, это назвать фигуры и показать как они передвигаются по шахматному полю. Дети выходят к доске, называют фигуру и показывают как передвигаются на шахматном поле.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сейчас нам нужно закрыть глаза, сосчитать до 5 и открываем глаза.
Звучит музыка. Открывается шахматная доска.
Выходит девочка:
Звучит веселая музыка. Танцующая девочка входит в зал. Она напевает песню о дне рождении, выполняет пару движений (в руках у нее шахматы).
Девочка: Какой замечательный праздник получился сегодня! Мой день рождения! И мне исполнилось 6 лет. Папа с мамой подарили мне шахматы. Я так давно хотела научиться играть в эту удивительную игру! Вот сяду за стол, открою шахматы и …
Девочка кладет голову на руку и засыпает. Звучит таинственная или сказочная музыка. В зал вносят шахматную доску.
Воспитатель:
Вся в квадратах - белых, черных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точенных -
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют -
Интересная игра!
Ты, дружок мой, бес опаски,
Бес смущения вступай,
Словно в мир чудесной зказки,
В черно-белый этот край.
Что? Трехглавые драконы
Нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
И пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
воевать и побеждать!
Участники праздника в шахматных костюмах выходят под музыку в зал из – за ширм.
Белый Король : Здравствуйте, Ваше Величество!
Черный Король : Здравствуйте, Ваше Величество!
Белый Король : Приглашаю Вас на бал!
Черный Король : Благодарю Вас, сударь!
(звучит музыка, и короли идут на места).
Девочка: Интересно, куда это я попала?
Шахматная доска : - Ты попала на шахматный бал.
Шахматная доска : Я – Волшебная Доска, но без фигур и мне тоска! Зовите пешек всех, всех – в сражениях их ждет успех!
Белая пешка:
Чтоб в борьбу вступить скорей, В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом вперед – вперед,
За шажком шажок
Ну а как же пешка бьет?
Бьет наискосок.
Черная пешка:
Всю доску пройти должна
Пешка до конца.
И только в час своей кончины
Когда удастся ей достичь вершины
Получит звание фигуры, хоть ферзя
Каждая пешка знает свою роль,
Если пешки крепкие орешки,
Не победим наш шахматный король!
Воспитатель: уважаемые пешки, раз уж вы пришли на бал, то покажите нам пожалуйста, как вы передвигаетесь по шахматному полю.
Пешки под музыку передвигаются по шахматному полю.
Воспитатель:
Следующий гость, угадайте кто….
Стою на самом краю, путь откроют пойду.
Только прямо хожу, как зовут не скажу (Ладья)
Выходят Ладьи.
Белая Ладья:
А ладья – то тяжела, раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит, королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперек.
Может сделать рокировку. Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять, часовым в дверях стоять.
Черная ладья:
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо.
Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края, может двигаться она.
Это башня боевая, неуклюжа, но сильна
Шаг тяжелый у ладьи, в бой ее скорей веди.
Воспитатель: уважаемые ладьи, раз уж вы пришли на бал, то покажите нам пожалуйста, как вы передвигаетесь по шахматному полю.
Воспитатель:
А теперь угадайте следующего гостя бала….
Не живет в звернице, не берет гостинцы
По косой он ходит, хоботом не водит. (Слон)
Белый слон:
Если слон на белом поле, встал вначале не забудь.
Он другой не хочет доли – знает только путь.
Черный слон:
А когда на поле черном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, черной тропкой, слон такой.
ВМЕСТЕ: ДО КОНЦА ИГРЫ СЛОНЫ, ЦВЕТУ ОДНОМУ ВЕРНЫ.
Воспитатель: Уважаемые слоны раз уж вы пришли на бал, то покажите нам пожалуйста, как вы ходите по шахматному полю.
Передвигаются по шахматному полю.
Воспитатель: А чернопольный слон может встретиться с белопольным?
Дети: Нет!
Воспитатель:
На бал прибыл….
Шустрый, быстрый как огонь
Шахматный, но все же…
Дети: Конь.
Белый конь:
Прыгнет конь, подковы звяк, необычен каждый шаг.
Буква «Г» и так сяк. Получается зигзаг.
И повадки у лошадки, необычны и смешны.
Притаится, словно в прятки, и скакнет из – за спины.
Черный конь:
Конь – коварная фигура. У него своя натура.
Прыг да скок и сразу в бок, через голову прыжок.
Вот стоял на поле белом, перепрыгнул между делом – поле черное под ним.
За конем следи чужим!
Воспитатель: Уважаемые кони, раз уж вы пришли на бал, то покажите нам пожалуйста, как вы передвигаетесь по шахматному полю.
Кони передвигаются по шахматному полю под музыку.
Воспитатель:
Угадайте следующего гостя….
Ходит очень осторожно, на один шажок,
Ненавидит слово «Шах», вот и все дружок. (Король).
Звучит марш. Выходят Короли.
Белый Король :
Король любит гладкий, расчищенный путь
В любую он сторону может шагнуть,
Король могуч, но шаг его короткий, всего на клеточку он может отойти.
В конце игры он может в бой ввзязаться, а поначалу боязливо прячется в кусты.
Зато на чеку королевская рать, должна она Короля оберегать.
Запомни: Король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей.
Черный Король :
Раз в игре Король неловкий, он прибегает к рокировке.
Длинный делает прыжок, в безопасный уголок.
Вот ладье он дал приказ: «Подойди ко мне сейчас!»
Совершил прыжок лихой и укрылся за ладьей.
Воспитатель:
Уважаемые короли, раз уж вы пришли на бал, то покажите нам пожалуйста, как вы передвигаетесь по шахматному полю.
Воспитатель:
Следующий гость, угадайте кто…
Может он ходить, и прямо и наискосок,
Высоко его оценит опытный игрок (Ферзь).
Белый Ферзь:
Представляем вам Ферзя – он помощник Короля.
У него своя игра: под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит, за позицией следит.
После конницы, слонов он начать войну готов.
Черный Ферзь:
Шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить, как ладья и как Слон и прямо, и прямо наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…а бью я и вдаль, и в упор.
И кажется, будто мне тесноват доски черно – белый простор.
Ферзь очень опасен и вблизи, и вдали – ты больше внимания ему удели!
Воспитатель:
Уважаемые Ферзи, раз уж вы пришли на бал, то покажите нам пожалуйста, как вы передвигаетесь по шахматному полю.
Ферзи под музыку передвигаются по шахматному полю.
Шахматная доска :
Прежде чем игру начать, много правил надо знать.
Знать, что справа от тебя клетка белой быть должна.
Воспитатель:
Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены наши храбрые слоны.
И еще 2 поля есть, а на них Король и Ферзь.
А теперь без спешки идут на место пешки.
Шахматная доска :
Белый отряд, черный отряд – друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном, точно такой же порядок в другом.
Рамир:
Партия – запомнить ты готов? – из отдельных состоит ходов.
Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем
С одного квадрата на другой – совершаем ход очередной.
А порой противника фигура высится на поле, будто бы скульптура,
Не дает твоей фигуре встать. Как тут быть? С доски фигуру снять!
На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик.
Даниэль:
Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой.
Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает.
А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ.
Так, за ходом ход идет сраженье, наступленье или отступленье.
Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну.
Воспитатель:
Шахматные партии бывают разными. Бывают очень короткие, можно мат поставить в два хода. Бывают длинные, самые длинная партия длилась 20 часов и закончилась ничьей.
Черный Король :
Мне было очень приятно находится на вашем балу.
Белый Король : Благодарю вас, сударь! Мои придворные за мной.
Черный Король : Мои придворные за мной!
Девочка:
Какой замечательный сон приснился мне сегодня. Даа, шахматы гениальная и очень интересная игра. Я обязательно научусь в нее играть.
Воспитатель:
О сути шахмат игроки спорят, пожалуй, с момента их зарождения в далекой Индии около 2 тыс. лет назад. Одни считают шахматы азартной, интеллектуальной игрой. Другие – искусством, причем сравнивают ее наравне с наукой или театром. А третьи- приводят аналогию с военной битвой. Но самыми популярными мнениями, особенно сейчас, являются два. Первое – шахматы являются спортом, причем профессиональным, второе – это всего лишь хобби.
Все участники выходят и поют песню: «Шахматная страна»
1. Будет когда – нибудь поверьте Шахматная страна.
Всяких резных фигур и пешек эта страна полна.
Вдруг посетит нас вдохновение, шахматы оживут.
Ждет здесь кого – то поражение, победа, успех придут.
Припев:
Шахматная страна! – 2 раза
Кто нам расскажет, кто поможет – Где она? Где она?
Шахматная страна! – 2 раза
Это для всех ребяток праздник – Шахматная страна!
2. В этой стране мы испытали столько всего впервой.
В шахматы мы теперь играем, лучший мой друг с тобой.
Первые чувства и тревога, что сделан неверный ход.
Радость и даже вкус победы двигали нас вперед!
Припев тот же: