Инна Епифанова
НОД «Путешествие в Шахматное королевство» в старшей группе
▼ Скачать
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме : «Путешествие в шахматное королевство»
Автор конспекта: Епифанова И. В.
Приоритетная область : познавательное развитие
Публикация «НОД „Путешествие в Шахматное королевство“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Развивающая предметно-пространственная среда: музыкально – спортивный зал, дидактические игры (чьи следы, разрезные картинки)шахматные доски, мольберт, мультимедийное оборудование, презентация, сундучок, письмо, ковер, мешочек.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) мотивировать детей
Образовательные
задачи
Содержание НОД
Образовательная область, вид деятельности
Формы реализации Программы
Средства реализации ООП
Планируемый результат
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Развитие общения, взаимодействие ребенка с взрослым;
Дети свободно играют.
Воспитатель: Вы, хотите сыграть в шахматы? (открываю шахматную доску, а там письмо)
Воспитатель: Смотрите, ребята, какое необычное письмо пришло нам в группу. Здесь и адрес записан: детский сад №7 группа «Солнышко»
- Что с ним делать?
(Открываем и воспитатель читает)
«Дорогие мои юные друзья. Я знаю, что вы с удовольствием изучаете удивительную игру под названием – шахматы. У меня в Шахматном королевстве произошло несчастье. А что произошло, вы узнаете, если прилетите в Шахматную страну, чтобы помочь нам. Королева Шахматной страны.»
Воспитатель: Вот такое письмо, ребята. Что нам делать? (Нужно отправиться в Шахматную страну).
- Вы готовы совершить путешествие в Шахматную страну, чтобы помочь его жителям?
Воспитатель: Не очень просто попасть в эту страну. Ведь Шахматная страна – это сказочная страна, и никакой самолет туда не полетит.
Ребята, а на чем вообще можно путешествовать? ( Ответы детей: на самолете, на автобусе, на поезде и другие)
А у меня есть волшебный ковёр самолёт. Полетим на нем.
(звучит музыка)
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Игровая
Двигательная
Игра, беседа
Сюрпризный момент плоскостное и объемное изображение.
Слово педагога,
Речь детей.
Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребенка с взрослым.
Основная часть (содержательный раздел)
Образовательные
задачи
Содержание НОД Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Программы
Средства реализации ООП
Планируемые результаты
Развитие у детей познавательных интересов; Закрепить название шахматных фигур, ходы фигур, расположение на шахматной доске.
Формирование свободного общения; Развитие устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Обогащение двигательного опыта.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослым; Шахматная королева : Я приветствую вас дорогие ребята. Как рада нашей встрече. «Добро пожаловать, гости дорогие! У нас произошло несчастье. Злой колдун заколдовал всех шахматных фигур. Они потеряли память и ничего не помнят. Для того чтобы их расколдовать и восстановить порядок, необходимо выполнить несколько заданий. Задания находятся в шахматной шкатулке. Вы поможете нам, мои юные друзья?
Воспитатель : Ну что, ребята, поможем?
1 задание : Игра «Чудесный мешочек»
Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.
2 задание «Чьи следы?» (появляются «следы» разных шахматных фигур. Дети должны определить, что это за фигура и рассказать о ней все, что знают).
Воспитатель: Нам нужно по следам определить, какой шахматной фигуре они принадлежат.
( Появляются следы фигур: ферзя, слона, коня, пешки, короля и ладьи).
Воспитатель : Молодцы. Ну вот все фигуры вспомнили, как их зовут и как они ходят.
А теперь немного отдохнем, чтобы набраться сил для решающего задания. Давайте встанем и превратимся в пешек.
Физминутка
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
Все движенья хороши
За столы мы поспешим. (садятся за столы)
3 задание : Разрезные картинки
(Шахматные фигуры)
4 задание :Посмотрите, жители шахматного королевства потеряли свои дома. Давайте поможем найти фигурам свое место. Я сейчас буду загадывать вам загадки про шахматные фигуры. Про какую фигуру мы будем говорить, ту фигуру и нужно будет поставить на место.
Я, как башня, велика…
Но я – не башня:
я – … (ладья).
Где-то хобот потерял,
похудел и стройным стал.
И силен на поле он…
Потому что это… (слон)
Не поймешь,
куда он скачет:
прыг, скок,
а следом вбок.
Ну, конечно,
это он –
очень-очень
быстрый… (конь).
Его все атакуют
С ним вступают в бой!
Он – главная фигура,
зовут его… (король)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)
Эта фигура любит свой цвет
И другого правила здесь нет:
Напротив, друг друга поставим их смелей.
Назови эту фигуру скорей! (ферзь)
5 задание «Реши шахматную задачу»
(Когда ребята справятся с заданием, получают шахматную фигуру)
- Ребята, вы снова справились с заданием! Ой, посмотрите, а в сундучке осталось последнее задание! Давайте его выполним!
6 задание Игра «Собери войско». Дети на скорость выставляют шахматные фигуры на шахматную доску.
На черно- белом крыльце сидели
Король, королева,
Два слона, два коня, две ладьи.
И восемь пешек.
Шахматная королева : Молодцы ребята, вы всех моих жителей нашли и расколдовали. Я очень рада, а свои турниры вы можете сыграть в группе. До свидания друзья.
(возвращение в детский сад) Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательно-исследовательская
Познавательно-исследовательская
Двигательная
коммуникативная
Познавательно-исследовательское
Познавательно-исследовательское
Чтение восприятие художественной литературы Игра
Беседа
Рассматривание
Игровое упражнение
Обследование
Решение проблемных ситуаций
Физминутка
Свободное общение
Решение занимательных задач
Решение занимательных задач
Слово педагога, речь детей
дидактический материал,
иллюстрационный материал.
Развиты у детей познавательные интересы; Закреплены названия шахматных фигур, ходы фигур, расположение на шахматной доске.
Сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослым; Сформировано свободное общение; Развита устная речь детей в различных формах и видах деятельности.
Обогащен двигательный опыт.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Развитие общения, взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослым;
Саморегуляция собственной - деятельности
Подведение итога, рефлексия.
Блиц – опрос с мячом».
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Ну -ка, все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
А когда мы отдохнем
Шахматный турнир начнем!
С кем вы можете провести шахматный турнир? Речевое развитие.
Социально коммуникативное развитие
Виды деятельности:
Коммуникативная, Игровая. Обобщение, самооценка собственной деятельности. слово педагога,
речь детей, определение настроения.
Общение, взаимодействие ребёнка с взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.