Наталья Сапрыкина
НОД «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
2. Обогатить словарь детей новыми словами.
3. Развивать связную монологическую речь
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Публикация «НОД „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Ход работы:
Дети с воспитателем заходят в группу. Обращают внимание на гостей, приветствуют друг друга. Становятся в круг, проводится игра на сближение:
Воспитатель:
Солнце на небе проснулось,
Нам ребятам улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Ребята, на улице холодно и морозно, а в наших сердцах поселилось тепло и добро, давайте этим теплом поделимся друг с другом (передают в ладошки) и с гостями (сдувают с ладошек).
Воспитатель: (обращается к детям) А у нас сегодня не обычное занятие, и не только потому что у нас гости, но еще и потому что я хочу предложить вам отправиться в путешествие во времени. Вы хотите окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли? (ответы детей)
-Тогда, давайте скажем наши волшебные слова. Закрываем глазки. «Покружились, покружились и на Руси-матушки очутились». Открываем глазки.
(Под русскую народную музыку дети проходят в глубь группы, угол которой оформлен под русскую избу. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки.)
Хозяюшка: - Здравствуйте!
Гости званные и желанные
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость!
Для вас у меня место готово.
Красному гостю – красное место.
Воспитатель: - Спасибо, хозяюшка, что в гости позвали! В избу твою жаркую, мы пришли с подарками! (дарят хозяюшке платок).
Хозяюшка: - Ой, спасибо, гости дорогие, за ваш подарок!
Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила. Да не красна изба углами, а красна пирогами! Поэтому я тесто замесила, да испечь не успела. Может вы мне поможете налепить бублики к чаю?
(Дети садятся за столы и приступают к работе. На столах разложены доски и по кусочку соленого теста.)
Хозяюшка: - Давайте для начала, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Тесто pучками помнем (Сжимать- разжимать пальчики.)
Сладкий тоpтик испечем (Имитировать движения лепки.)
Серединку смажем джемом (Круговые движения ладошка о ладошку.)
А верхушку сладким кремом (Поглаживание ладошки пальчиками другой.)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко (Имитировать движения рук как будто "сыплем крошку" пальчиками обеих pук.) Ну вот размяли пальчики теперь берем кусок теста, сначала разминаем
В руки я комок возьму,
Хорошо его помну,
Чтоб он теплым, мягким стал,
Но к рукам не прилипал.
Затем скатываем в шарик
На комок я посмотрю,
Что хочу то и слеплю, (Делаем круговые движения.)
Шарик я сейчас скатаю,
С ним немножко поиграю.
Теперь раскатываем его в ладошках в колбаску, (Выполняем движения ладошками рук вперед-назад.)
Шарик в руки я возьму
И раскатывать начну, (Делаем движения ладонями вперед-назад)
Вот и столбик получился,
Столбик в жгутик превратился.
Затем сворачиваем ее в колечко и слепляем края, укладываем на противень. А сейчас я поставлю наши бублики в печь чтобы они испеклись.
Хозяюшка (воспитатель) напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусок теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит их в печь. Пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка.)
Хозяюшка: - Ребята раньше бублики и пироги пекли на праздники и когда принимали гостей и устраивали посиделки. А вы знаете, что такое посиделки? (ответы детей)
Хозяюшка: - Правильно. Посиделки это когда собиралось много людей, и они беседовали, пели песни, играли. Давайте повторим это слово – посиделки. (дети повторяют) Вот и мы с вами давайте устроим посиделки, побеседуем. Но можно сначала мне немного полюбопытствовать? В наше время, наша страна называлась - Русь, а сейчас?
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем Хозяюшке, как сейчас называется страна, в которой мы живем. (ответы детей) А кто правит нашей страной? (Ответы детей).
Хозяюшка: - А как его величать?
Воспитатель: - Величать – это значит называть по имени и отчеству. То есть как его зовут. (ответы детей)
Хозяюшка: - Очень интересно, спасибо за ответы!
Я приготовила тему для наших посиделок, а о чем будем беседовать, вы узнаете отгадав загадку.
Загадка
Сразу отгадаете, потому что знаете:
В чем играть и в чем гулять,
В чем укладываться спать,
Что зимой одеть, что летом-
В этом нет для вас секрета,
Только время не теряйте-
Поскорее отгадайте.
Хозяюшка: - Правильно, разговаривать мы с вами будем об одежде, о той которую носили в давние времена. Как вы думаете где у меня в избе может храниться одежда?
(Ответы детей)
Хозяюшка: - (Я вам подскажу кто знает что это) Правильно одежда в моей избе хранится в сундуке. Давайте его откроем и посмотрим что за одежда там лежит.
(подходим к сундуку садимся рядом с сундуком дети вокруг)
Пример:
1-й ребенок достает сарафан
В: Софья, а это что за одежда?
Д: я достала сарафан.
В: это сарафан, его надевали поверх рубахи и украшали вышивкой.
2-ой ребенок достает косоворотку.
Х:Рома, а это что?
Д: это рубаха.
Х:правильно. Эту рубаху носили мальчики, и называется она косоворотка, потому что застежка находится на рубашке сбоку.
Еще раз как она называется (повторяем).
3-й ребенок достает брюки
Х: что это?
Д: это брюки
Х: сейчас мы это называем брюки, а раньше мужские брюки назывались порты. Давайте повторим. И т. д., вещи могут повторяться, тем самым закрепляются названия.
Хозяюшка: - какого цвета в одежде больше всего? Красный цвет означает тепло, праздник. у нас с вами получились праздничные русские народные костюмы. В этих костюмах девочки и мальчики играли в игры.
Хозяюшка: - а вы хотите поиграть? Я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Чурилки».
(Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен, затем ведут вокруг них хоровод и поют):
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай откуда звон?
(После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.)
Хозяюшка: - Молодцы. Вижу, любите вы играть. Вам понравилась игра? А любите ли вы помогать? (ответы детей). Мне нужна ваша помощь: у меня в корзине лежат фрукты и овощи. Помогите отобрать, что из них пойдет на компот, а что в борщ. (Дети с большой корзины в маленькие сортируют, овощи в одну, фрукты в другую).
Хозяюшка: - Спасибо, вам за помощь!
(В этот момент включается запись – плачь младенца. Хозяюшка открывает ширму, за ней люлька.)
Хозяюшка: - Это мое дитятко разрюмался!
Воспитатель: - А мы с детками знаем колыбельную, давайте вместе споем.
(Все вместе исполняют колыбельную песню «Котя, котенька, коток»)
Воспитатель: - Хозяюшка, спасибо за гостеприимство, нам очень понравилось у тебя в гостях! Ребята, нам пора отправляться в группу.
Воспитатель: - Ребятки расскажите мне, куда вы сегодня ходили в гости? Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?
Хозяюшка: - Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я надеюсь, что вам понравилось у меня в гостях, и вы узнали много нового. А на прощание, я хочу вам предложить сувениры. (Дарит подарки)
Хозяюшка: - А про угощение мы с вами забыли, наши бублики уже готовы (достаёт из печи уже настоящие бублики).
Давайте сложим вам в корзину, в группе чай попьете и про меня вспомните!