Здорикова Ирина Михайловна
НОД для детей старшей-подготовительной к школе группы «Путешествие по малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»
Цель: Формировать патриотические чувства у детей старшей/подготовительной к школе группы через ознакомление с родным краем.
Задачи:
Область социализация:
Публикация «НОД для детей старшей-подготовительной к школе группы „Путешествие по малой Родине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Продолжать формировать интерес к «малой Родине».
2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине, родному краю, посёлку.
Область безопасности:
4. Закреплять умение с помощью моделирования запоминать адрес своего детского сада.
Область познания:
5. Закреплять знание о достопримечательностях, интересных местах своего посёлка.
6. Продолжать развивать умения устанавливать связь между моделированием и тем, что дети видят в окружающем мире.
Область коммуникация:
7. Продолжать развивать речь, как средство общения, умения поддерживать беседу.
Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие (моделирование), социально- коммуникативное, речевое, безопасность.
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, творческая.
Словарная работа: Расширить словарный запас: Хабаровский край, п. Ванино, Школьная, орочи, нифхи, манзы, удэгейцы, хвойные, пихта, лиственница, кедр, Дом искусств, Дворец спорта, малочисленные, тайга, бухта, заполонять, форель, краснопёрка, горбуша, кита, сима, осётр, хариус, навага, маяк, Обелиск Победы, брусника, клюква, рябина, голубика, жимолость, морошка, подосиновик, подберёзовик, маслята, опята, сыроежки, лисички, дома, топограф, первопроходец, мореплаватель, градообразующее, Иаким Ванин, подножье, исследователи, кишила, вольготно,всяческая.
Ожидаемый результат: доброжелательное отношение друг к другу, внутреннее осознание и внешнее проявление в необходимости любить, беречь и гордиться своим посёлком, краем, малой Родиной.
Дидактическое обеспечение: Карта Хабаровского края, гербы: Хабаровского края, п. Ванино, картинки: брусники, морошки, жимолости, голубики, рябины, клюквы, подосиновика, подберёзовика, маслят, опят, сыроежек, лисичек, волнушки, белянки, флажок, форма флага, муляж костра, котелок, сети, проектор с иллюстрациями: п. Ванино, костюмы для героев: ср. -старшей группы, песни «Глобус», «Флаг», столик-хохлома, дид. игра «Составь флаг» (флаги п. Ванино и Хабаровского края, ковёр, магнитная доска, магниты, пеньки, маска солнца, корзинка из бересты, краска в ванночках, указка.
Оформление: зал оформлен с использованием регионального компонента.
Предварительная работа: беседы, рассказы воспитателя о родном крае, посёлке, рассматривание иллюстраций, буклетов символик Хабаровского края, игры "Собери картинки", составление рассказов о п. Ванино, знакомство с коренными народами нашего края.
ход
I.Вводная часть
Дети входят в зал и становятся полукругом (под песню «Сколько глобус не крути»)
Организационный момент:
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями (кивнули)
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева.
И скорей вставайте в круг.
Друга называй по имени.
Утро доброе желай.
(друг другу желают доброго утра)
Слышатся шаги за дверью.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то торопится к нам. Кто это там?
(входит дед Краевед)
Дед- Краевед: Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Я Дед – Краевед всё ведаю, всё знаю о своё крае. У каждого из нас есть на земле место, где он родился, и впервые увидел свою зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется Малая Родина. Для всех нас Малая Родина - это наши дома, улицы, посёлок, наш край. Услышал я, что вы изучаете историю родного края, но необходимо ещё и знать свой адрес. А насколько вы его точно знаете, давайте поверим. Для этого приглашаю вас отправиться со мной в путешествие.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие? Тогда вставайте за Дедом - Краеведом и отправляемся в путь.
Игровой момент (слова детей)
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом.
Лесом, полем, лугом.
По извилистой тропинке,
потихоньку мы пойдём,
через камни, через камни,
мы на пятках перейдём.
На носочки дружно встанем,
потихоньку побежим.
2. Основная часть
(лес, поляна, пеньки, стоит рядом котелок, лежат сети, муляж костра)
Дед- Краевед: Вот мы и на первой остановке, как здесь красиво, а чтобы узнать, как называется эта остановка, скажите мне, что означает этот символ? (дети выдвигают предложения)
Воспитатель: Правильно, вы узнали - это герб Хабаровского края, значит остановка называется Хабаровский край.
Дед-Краевед: Ребята, послушайте, что обозначают элементы этого символа:
Высунутый язык медведя говорит о том, что медведь «вооружён», раскрытая пасть, острые клыки- подчёркивает мощь зверя. Медведь бережно держит герб Хабаровска, говоря тем самым, что охраняет город и Дальневосточный регион. Изображение смещено влево, что символизирует необъятные просторы Хабаровского края.
Воспитатель: А сколько всего интересного есть в нашем чудесном крае! Дед-Краевед много о нём знает и сейчас нам расскажет.
Дед- Краевед: Отправляйтесь на пеньки и будьте внимательны ничего не пропустите. Давным – давно, на этом месте шумела тайга, протекали реки, которые впадали в море. И в лесах водилось много зверей и звонко пели птицы. Людям понравилось это место, и они стали обживать его, строить дома, разводить домашнюю живность.
Хабаровский край многонациональный, а особенность края, что его населяют коренные жители, их ещё называют малочисленными народами края. Каких вы знаете коренных жителей нашего Хабаровского края?
(Ответы детей)
Да, эти народы- орочи, удэгейцы, манзы, нифхи - очень любят ходить на охоту в наши густые, таёжные леса. Охотятся они на диких зверей и птиц. А также в нашем крае очень много разных видов деревьев они заполоняют весь наш край, иначе этот непроходимый густой лес называется - тайга, в ней преобладают хвойные деревья. Скажите мне ребята, какие деревья хвойных пород вы знаете?
(ответы детей - ель, кедр, сосна, пихта, лиственница).
Слышится звон бубна.
Воспитатель: Ой, ребята, похоже к нам ещё спешат гости.
(заходят дети ср. -ст. гр. в костюмах коренных народов)
1. Здравствуйте, вы нас узнали? (ответы детей)
2. Да, мы коренные жители Хабаровского края.
3. Мы живём в этом волшебном, прекрасном крае. (садятся вокруг костра, ставят котелок на костёр, трясут сети, греют руки)
4. Мы так любим свой край, гордимся своей малой, но очень любимой Родиной.
5. Мы многое умеем.
Дед Краевед: Ребята, одним из видов занятий малочисленных народов края - это охота и ловля рыбы. Рыбу они ловят и зимой, и летом. Не страшна им ни зимняя стужа, ни летний зной, они очень приспособлены к капризам нашей природы. Это первые жители, которые заселили наш Дальний Восток - Хабаровский край.
Дед- Краевед: Подскажите мне ребята, какая рыба водится в водах нашего края – в бухте, в реке?
(ответы детей - горбуша, кита, сима, корюшка, хариус, навага, камбала, форель, осётр, краснопёрка)
Воспитатель: У наших гостей есть для вас очень интересная игра – это игра Дальнего Востока называется она «Хейро» в переводе – «Солнце»
(дети встают, звучит бубен, гости показывают игру).
Дед- Краевед: Какая у вас интересная игра, научите и нас.
Гости: Конечно, научим.
Воспитатель объясняет правила.
(игра повторяется, делают 2 круга)
Проводится игра
Воспитатель: Ребята, хотите тоже поиграть? Тогда становитесь в круг, беритесь за руки, Солнце позовём в середину, оно садится на корточки, а мы идём по кругу приставным шагом, руками делаем взмахи вперёд-назад и на каждый взмах рук говорим Хейро, а когда Солнце встаёт и выпрямляет свои лучики (вытягивает руки в стороны, мы с вами держась за руки, делаем шаг назад, чтобы оно нас своими жгучими лучами не обожгло, а когда Солнце садится, делаем шаг вперёд.
(игра заканчивается на том, когда Солнце встаёт)
Воспитатель: Ребята солнце одно для всех народов, давайте покажем дружбу народов. (дети берутся за руки и поднимают руки вверх).
Вот такие дружные народы нашего прекрасного, чудесного края.
Воспитатель обращается к коренным жителям: Спасибо вам за то, что нас порадовали, своей игрой. Ребята, гости наши торопятся у них много дел, пора на рыбалку и охоту. Давайте их проводим. До свидания.
Дед-Краевед: У меня для вас есть волшебная корзиночка (из бересты).
Воспитатель: Да, это же дары нашего леса. Ягоды, грибы. Ребята вы знаете, какие грибы растут в наших лесах? Теперь у вас есть подсказки, картинки можно их брать и называть, что изображено. (пояснять название).
(ребёнок выходит, берёт картинку, называет что изображено, говорят почему такое название у грибов).
Дед- Краевед: Какие вы молодцы. У нас ещё и много ягод растёт, какие ягоды вы знаете? Не забывайте о наших подсказках.
(ответы детей с показом картинок – голубики, морошки, жимолости, брусники, рябины, клюквы)
Дед-Краевед: А, на каких деревьях растут кедровые шишки?
(ответы детей)
Воспитатель: Нам помогли картинки вспомнить о дарах нашего любимого края с его богатой, разнообразной природой.
А, чтобы сохранить всё это богатство, мы должны её любить, оберегать, ценить каждый уголок нашей малой, красивой Родины.
Воспитатель: Итак, у нас получилась первая часть адреса: Хабаровский край. Хотите продолжить наше путешествие?
Дед- Краевед: Предлагаю взять с собой символ Хабаровского края и отправиться дальше в путь.
Игровой момент (дети идут за Дедом-Краеведом, говорят слова)
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом.
Лесом, полем, лугом.
По извилистой тропинке,
потихоньку мы пойдём,
через камни, через камни,
мы на пятках перейдём.
На носочки дружно встанем,
потихоньку побежим.
Воспитатель: Вот мы и на второй остановке.
Дед Краевед: Ребята, вы знаете, что означает этот символ? (указывает на герб п. Ванино)
Воспитатель: Правильно, это герб нашего посёлка Ванино.
Дед Краевед: А, вы знаете, что обозначают элементы этого символа?. Я вам с удовольствием об этом расскажу.
Дед – Краевед: Парусный корабль изображён, дань первопроходцам и исследователям. Корабль- символ вдохновения, достижения цели, а также характеризует район, как морские ворота края, цепь- символ верности и служения.
Воспитатель: На этой остановке мы с радостью задержимся. Назовём её - остановка посёлок Ванино. Послушайте о посёлке Ванино. Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте. (все садятся)
Уникальная история нашей земли во все времена. К самому берегу подступали непроходимые стены вековых, хвойных лесов, корабельных лиственниц, могучих кедров. А в прибрежных водах кишила всяческая рыба. Вольготно чувствовало себя разное зверьё. И вот экспедиция (первопроходцы) ,в которую входил топограф Иаким Ванин вошли в бухту. Красота природы покорила их. Залив стали называть Ванино, а от залива название перешло к порту, а после и к посёлку. Жителей нашего посёлка, а значит и нас с вами называют Ванинцами.
А градообразующее предприятие нашего посёлка – это порт Ванино.
Современный Ванинский порт один из крупнейших портов на Дальнем Востоке. Мужественные люди трудятся там, разных профессий. Каких профессий? (докеры, крановщики,). В порту работает железнодорожная и морская переправа грузов. Ребята, какие грузы переправляют пароходами (древесину, уголь, металл и другие, работает много разной техники. Какая техника работает в порту? (тракторы, бульдозеры, краны, погрузчики). Наш порт имеет мировое значение (идёт показ слайдов на проекторе порта Ванино)
Дед-Краевед: А я в вашем посёлке видел странное сооружение, которое мигает красным глазом.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это маяк (идёт показ слайдов)
Воспитатель: Да, это маяк, в посёлке их три и все они указывают морякам путь домой в родной порт.
А ещё в нашем парке находится Обелиск Победы. Это памятник нашим землякам, которые воевали и отдавали свои жизни в Великой Отечественной войне. Каждый год 9 Мая Ванинцы приносят цветы к подножью Обелиска. (идёт показ слайдов)
Мы ещё много будем говорить об этом и о других интересных местах нашего посёлка.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, а то Дед-Краевед уже засыпает.
Проводиться физкультурная минутка.
Руки вверх поднимите, ладошки солнышку покажите.
Влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Я, ты, он, она вместе дружная семья.
Я иду и ты идёшь, 1, 2,3.
Я пою и ты поёшь, 1, 2, 3.
Мы идём и поём 1,2,3, вместе дружно мы живём 1, 2, 3.
Молодцы!
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. А ещё мы Деду – Краеведу расскажем о зданиях, которые находятся в нашем посёлке Ванино.
Воспитатель: Только представьте себе, сколько интересных зданий есть в нашем посёлке. Наши ребята помогут их узнать, будут загадывать загадки, а все остальные будут отгадывать и называть знакомые места. Готовы? Будьте внимательны.
Ребё нок: 1. Здание, куда ходят взрослые и дети. Там ставят спектакли, приезжают артисты, дают концерты, учат играть на музыкальных инструментах, здесь есть музей, детская библиотека, различные детские кружки, там танцуют и поют, в общем весело живут.
(ответы детей - дом искусств)
Воспитатель: Да, это дом искусств, который отвечает за радость и красоту нашей жизни, послушайте стихотворение.
(ребёнок встаёт, читает стихотворение, идёт показ на проекторе, звучит мелодия)
Все работники культуры -
Утончённые натуры.
Они смогут без труда
Праздник нам создать всегда.
Поднимают настроение,
Вызывают восхищение,
И танцуют, и поют,
Повод к радости дают.
Воспитатель: Давайте послушаем следующую загадку.
Ребё нок: 2. Сюда приходят заниматься спортом, здесь проходят соревнования, детей учат плавать, играть в футбол, хоккей, дети и взрослые с удовольствием ходят сюда.
(ответы детей - дворец спорта)
Воспитатель: Сколько много у нас детей, которые любят спорт, заботятся о своём здоровье.
(ребёнок встаёт, читает стихотворение, идёт показ на проекторе, звучит мелодия)
Спорт- это здоровье
Спорт- это успех
Спорт- это радость
Спорт- это для всех
Воспитатель: И ещё одна загадка.
Ребё нок: 3. Здесь учат писать, считать, носят ранец за спиной с книжками и тетрадками, сюда дети торопятся за новыми знаниями.
(ответы детей - школа)
(ребёнок встаёт, читает стихотворение, идёт показ на проекторе, звучит мелодия)
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем :
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах.
(ребёнок встаёт, читает стихотворение, идёт показ на проекторе, звучит мелодия)
Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю поиграть в игру «Составь флаг» будем составлять символику нашего посёлка и края, ведь это не только гербы, но и флаги, разделимся на две команды (воспитатель даёт два конверта). И посмотрим, как вы справитесь с этим интересным заданием.
Дед-Краевед- Вот и посмотрим, как вы знаете флаги своей малой Родины.
(каждая команда выкладывает свой флаг)
Воспитатель: Ты Дед-Краевед помогай этой команде складывайте флаг Хабаровского края, а мы будем складывать флаг посёлка Ванино. (звучит песня «Флаг»)
Воспитатель: Какие молодцы, справились дружно с заданием.
Ребята, как всё- таки здорово, что мы живём в таком прекрасном крае. Давайте отметим флажком посёлок Ванино на карте Хабаровского края (отмечают) и теперь у нас складывается две части адреса: Хабаровский край, посёлок Ванино, но это ещё не весь адрес, хотите продолжить наше путешествие?
Воспитатель: Тогда отправляемся дальше.
Игровой момент (звучит мелодия на баяне, дети говорят слова).
Мы шагаем друг за другом.
Лесом, полем, лугом.
(Дети подходят к проектору, на котором картинка детского сада «Веточка»)
Воспитатель: Сейчас мы находимся на третьей остановке. Ребята, вы узнаёте этот добрый дом?
(ответы детей – наш детский сад «Веточка»)
А, кто расскажет стихотворение о нём?
Ребёнок читает стихотворение.
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Не заметно подрастают.
Детский сад – второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нём!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
(идёт показ слайдов)
Воспитатель: Ребята, как называется улица, на которой находится наш детский сад?
(Ответы детей – Школьная)
Воспитатель: А почему она получила такое название?
(Ответы детей – находится возле школы)
Воспитатель: Да, ребята наш детский сад «Веточка» находится возле школы. Поэтому остановка называется улица Школьная, детский сад «Веточка»
Итог
Воспитатель: Итак, ребята, теперь мы можем сложить все части адреса. Нам помогут наши символы. Что у нас получилось? (Дед-Краевед выкладывает все символы поочерёдно на доске, дети хором называют:
Хабаровский край, посёлок Ванино, улица Школьная, детский сад «Веточка».
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, ответьте мне на вопрос. Почему наш посёлок назвали Ванино? (в честь топографа Ванина, сначала назвали бухту, затем порт, а затем и посёлок). Как называется наш край? (Хабаровский) Почему нас называют Ванинцами? (живём в посёлке Ванино). А на какой улице находится наш детский сад? (Школьной).
Воспитатель: Спасибо тебе Дед Краевед, нам понравилось с тобой путешествовать, ты нам много рассказал о нашем любимом крае, мы познакомились с малочисленными народами, вспомнили об интересных местах нашего посёлка, узнали свой точный, полный адрес и мы уверены, что лучшее место на земле - это наша Малая Родина.
Дед- Краевед : Ребята, теперь я знаю ваш адрес и когда захочу пригласить вас в следующее путешествие, найду вас по этому адресу, я его хорошо запомнил. У меня для вас есть подарок. Примите вот эти волшебные, яркие краски и пусть у вас всегда будет хорошее настроение, потому что вы живёте в таком богатом и красивом крае. Вы очень любите свою Родину.
(дети благодарят, Дед- Краевед прощается, уходит)
Воспитатель: Сейчас нам эти краски и пригодятся.
Проводится релаксация (под песню «Флаг»)
Воспитатель: Я вам ребята, предлагаю создать флаг настроения - символ нашего путешествия. Давайте с помощью наших ладошек раскрасим его, приготовили ладошки, окунём их в краску и отпечатаем их на форме флага.
(у каждого ребёнка блюдце с яркой краской и одна большая форма флага).
Посмотрите, какой у нас флаг получился ярким, красочным. Значит настроение от путешествия у вас весёлое, радостное.
Ребята, нам пора возвращаться в группу, помыть наши красивые, цветные ладошки.