МАРИНА ПЯНЗИНА
НОД «Путешествие Осьминожки — многоножки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представления о флоре и фауне пресноводного водоема.
Задачи: расширять и обогащать знания детей о надводных и подводных обитателях водоема.
Закреплять знания детей о строении рыб, об отличии рыбы и лягушки; закреплять умения работать по схемам.
Развивать у детей память, речь, мелкую мускулатуру рук, обогащать словарь.
Воспитывать уважение друг к другу, желание помочь Осьминогу.
Ход занятия:
1. Приветствие (вместе с детьми)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, поле и лесок!
Здравствуй, речка и песок!
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осьминоги и осьминожки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- А теперь, ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети здороваются.
2. Сюрпризный момент, беседа
Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел сегодня в гости!
(кукла Осьминожка - многоножка)
Осьминог : Вы знаете, я потерял свой дом. Не знаю, где сейчас нахожусь, я заблудился. Мне очень грустно.
Воспитатель: Ты не грусти, Осьминожка - многоножка, мы тебе поможем, правда, ребята? Сейчас тебе расскажем, куда ты попал.
- Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Дети: - Фрязино.
Воспитатель: Правильно. Фрязино замечательный город, где есть много интересных мест. Правда, ребята? Так что же есть замечательного, интересного в нашем городе?
Дети: - Магазины, школы, дворец спорта «Олимп», детские сады.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Молодцы! А еще во Фрязино есть замечательное Большое озеро, где обитают различные водные обитатели. Мы сейчас тебе расскажем о них, а ты,Осьминожка, слушай внимательно. Может озеро и есть твой дом. Ребята, посмотрите на схему нашего города. Такую большую схему (показать руками)мы с вами уже видели в музее детского сада. Эта схема в уменьшенном размере (показать руками).
Дети рассматривают схему.
Воспитатель: - Что вы видите на схеме?
Дети: - Автостанция, «Олимп», ТЦ «ВИКО».
Воспитатель: - Найдите на этой схеме Большое озеро.
Дети находят и показывают.
Воспитатель: Разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!
А вы знаете какая вода в озере: соленая или пресная?
Дети: Пресная.
3. Воспитатель: Правильно, молодцы. Водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, другая – подводный мир.
Назовите мне обитателей надводного мира.
Дети: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др., лягушки, цапли, бобры, утки, кувшинки, лилии и др.
Воспитатель: Назовите мне обитателей подводного мира.
Дети: улитки, раки, рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поговорим немного о рыбах. Скажите, чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)
Воспитатель. - А вы знаете, что делают рыбы зимой? Зимой река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходится трудно, потому что мало корма и воздуха.
Посмотрите, это у нас как будто водоем. Сейчас я его накрою искусственным льдом. Видите, как плотно наш «лед» накрывает воду? Как вы думаете, воздух будет поступать рыбам сквозь толщину льда? Конечно, нет. Поэтому люди зимой делают на льду дырочки, лунки. Рыбы подплывают к лункам, чтобы дышать. Повторите еще раз, лунки. (повторяют вместе и несколько человек индивидуально).
Ребята, а вам не кажется, что рыбы удивительные существа? Они красивые.
Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут рядом с нами. Ими можно любоваться. Сейчас мы с вами сами превратимся в красивых рыб.
4. Физкультминутка.
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть)
Дернул леску рыбачёк,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
5. Воспитатель: Немного отдохнули. А сейчас посмотрите на обитателей нашего озера и назовите их.
Презентация: ерш, щука, лягушка, плотва, рак, жук – плавунец.
Дети называют названия обитателей
6. Воспитатель: Ребята, молодцы. Давайте теперь сравним лягушку с рыбой.
Схемы: 1. У рыбы плавники – у лягушки лапы, 2. У рыбы чешуя – у лягушки – кожа, 3. Рыба дышит жабрами –лягушка – легкими и кожей, 4. Рыба живет только в воде – лягушка – и в воде и на берегу.
7. Презентация центров.
Воспитатель. Ребята, посмотрите в нашей группе несколько центров. Я расскажу что в каждом из них, а вы потом выберете где вам будет интереснее.
Дети слушают рассказ
• Центр искусства. ( Педагогическая задача: закрепить умения конструировать из крупы)
Перед вами крупа, клей, контур рыб. Ваша задача: сконструировать рыбку из крупы).
• Центр естествознания песка и воды, ( Педагогическая задача: закреплять навыки экспериментирования и моделирования)
У нас есть песок, камни, рыбы. Нужно сделать макет озера и пустить туда обитателей.
• Центр математики. ( Педагогическая задача: развивать логическое мышление, внимание)
Необходимо смастерить надводных обитателей из головоломки.
• Центр игры. ( Педагогическая задача: закреплять складывать напольный пазл)
В этом центре необходимо собрать картинку с морским дном.
Вашей работе помогут схемы.
Воспитатель. - Ребята, пока вы будете трудиться, для вас звучит музыка, а как только музыка закончится, мы с Осьминожкой - многоножкой посмотрим, что у всех получилось. Может, Осьминожка, найдет свой дом?
8. Подведение итогов.
Музыка закончилась. Дети подходят к воспитателю.
Осьминог : - Ребята, как интересно вы работали. Я хочу посмотреть, что у вас получилось. (обходит по очереди центры). Какие вы молодцы! Здорово у всех получилось. (подходит в конце к морскому дну)
Осьминог : (радостно) Ой, ребята! Я, кажется, нашел свой дом! Вот здесь я живу. Спасибо большое, мне было очень хорошо сегодня с вами. Я узнал много интересного. Я обязательно расскажу своим друзьям о том, что узнал у вас! До свидания! (остается с морскими обитателями)
Воспитатель: Ну вот и хорошо, что мы помогли найти Осьминожке – многоножке свой дом! Вы сегодня все были молодцами! Давайте попрощаемся с гостями. (дети прощаются, уходят)