Людмила Лялина
Конспект НОД «Права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа
«Детский сад № «27»
НОД по социальному развитию
в подготовительной группе
Воспитатель высшей категории:
Лялина Л. Н.
НОД в подготовительной группе. Тема: «Права ребенка»
Публикация «Конспект НОД „Права ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Цели: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботится о жизни.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
• упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
• развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности.
Развивающие задачи:
• упражнять в умении анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать чувства уважения к другим людям.
Оформление:
• портреты детей;
• картинки с изображением прав детей;
• шляпа;
• волшебный сундучок;
• бумажные сердечки;
• шкатулка «Добрых дел»;
• иллюстрации из сказок по правам;
• выставка законов, кодексов.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход занятия:
Звучит музыка. Входят дети.
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете. (садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы? Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат - живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Игра «Добрые дела».
Раздаю детям бумажные сердечки и предлагаю складывать в «шкатулку добрых дел», но при этом ребенок должен сказать, что хорошее он сегодня сделает или уже сделал. Я кладу сердечко в коробочку и говорю: «Я подклею книги». Дети: «Я научу Сашу рисовать машину», и т. д.
Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?
(Право на отдых)
- Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем»
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель
Дети- Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!
Воспитатель в роли Человека Рассеянного-А что вы умеете делать?
Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т. д.
Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?
(Право на образование)
- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
- Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
- Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о Праве на медицинский уход
Вопросы Ребенку :
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Воспитатель: Для того чтобы быть всегда здоровым необходимо заниматься профилактикой, я вас сейчас научу делать самомассаж.
Большой палец мы массируем, чтобы не болела голова,
Указательный палец – чтобы дыхание было ровным, средний – чтобы хорошо работал желудок,
Безымянный палец – чтобы хорошо работали внутренние органы,
Мизинец – сердце!
Будьте здоровы!
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно)
- Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права.
Дети делятся на минигруппы по 3-4 человека. Каждой группе даю две – три картинки из сказок. После обсуждения дети говорят ответ.
• Золушка (Право на отдых)
• Буратино (Право на безопасные условия жизни)
• Колобок (Право на жизнь)
• Айболит (Право на медицинское обслуживание)
• Заюшкина избушка (Право на жилье)
• Три поросенка (Право на жилье)
• Гуси лебеди (Право на жизнь, на семью)
• Три медведя (право на неприкосновенность, на имущество)
• Сказка о царевне и семи богатырях (Право на жизнь)
• Теремок (Право на жилье)
Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права, и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права. И все эти права записаны вот в этой книги, которая называется «Конвенция о правах ребенка».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, закрепить знания о наших правах в рисунках, и организовать выставку рисунков «Каждый ребенок имеет право»
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!