Татьяна Мацык
НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гости к нам мелок пришел» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о свойствах мела.
Задачи: формировать имеющиеся знания детей о меле, его свойствах (хрупкий, без запаха, белый, цветной, твердый, оставляет след);
Учить детей системному анализу, умению сравнивать, находя общее и отличительное у мела и сахара;
Закреплять умение при наблюдении и исследовании использовать все анализаторы;
Стимулировать познавательно-исследовательский интерес, привлекая детей к простейшим экспериментам;
Закреплять умение делать выводы опираясь на полученные исследования;
Темочки:
Воспитывать у детей любознательность, серьёзность при выполнении опытов.
Предварительная работа: Чтение сказки Сутеева «Три котенка», познакомить со свойством сахара, беседа о применении мела в фармакологии, порфюмерии, строительстве.
Оборудование: изображение или игрушку трех котят; два куска мела; сахар комковой; дорожка из бумаги черного цвета; на тарелочке кусок колбасы, сыр, ароматизированный цветок; модель водоема, мостик; игрушка лисы, грузовик; одноразовые стаканы, палочки.
Ход.
- Ребята я хочу вам загадать загадку, кто это?
Чисто шерстку умывает,
На кис-кис отзывается,
С маминым клубком играет,
А как называется. (кошка)
-Правильно, а как можно кошечку позвать? (Ответы детей)
Раздается мяуканье.
- Ой ребята, у нас здесь кошечка, где же она, давайте поищем. (дети ищут находят изображение или игрушку трех котят)
- Посмотрите, да у нас здесь три котенка: белый, черный, серый. Из какой сказки эти котята? (Ответы детей)
- Ребята, вспомните сказку, как котята стали белыми? (Ответы детей)
- А как вы думаете, белым быть хорошо? (Ответы детей)
(чисто, красиво, видно далеко и пр.)
- А почему быть плохо белым? (Ответы детей)
(быстро испачкаешься, ночью не спрячешься и пр.)
- А как котята стали черными? (Ответы детей)
- А черным быть хорошо? (Ответы детей)
- А почему черным быть плохо? (Ответы детей)
- Давайте споем нашим котятам песенку:
Черной кошкой хорошо,
Быть не видно ночью.
Но как только снег пошел,
Белой быть захочешь.
А зайдешь в кирпичный дом,
Знай, под красной крышей
С гордо поднятым хвостом
Лучше бегать рыжим.
- Молодцы! Очень весело оказывается менять цвет. А я вам хочу рассказать сказку про белый, белый….
Знает каждый без подсказки,
Все возможно только в сказке.
В детский сад любое чудо высылается оттуда!
И от туда на денек, в гости к нам идет ….мелок.
- Идет мелок по дорожке, слушает как птицы поют, деревьями любуется. Долго гулял мелок по лесу, устал. Лег под елку и уснул.
Тут откуда не возьмись, выбежала на дорожку лиса-всему свету краса. Повертелась, посмотрела на дорожку и говорит: «Вижу по следам был кто-то здесь». Побежала и нашла спящего мелка. Понюхала его и говорит: «Фу, да он вкусным совсем не пахнет. Вот колбаса вкусно пахнет, сырок вкусно пахнет, даже цветок вкусно пахнет, вот понюхайте» (Дети нюхают)
- А теперь понюхайте мелок, как пахнет он? (Дети нюхают)
- Совсем не пахнет, не буду я его трогать, побегу курочку поищу.
- Распушила лиса хвост и побежала дальше по дорожке. А мелок проснулся и пошел дальше по дорожке. Идет, а навстречу ему такой же маленький человечек шагает песню распевает: «Я такой красивый, белый, пористый и сладкий»
- Обрадовался мелок, думал, что это его братец, то же мелок. Посмотрите, ребята, человечки похожи друг на друга? Чем? (Ответы детей)
- Мелок и спрашивает : «Братец смотрю я на тебя и не понимаю почему за тобой след не остается? Чудеса, да и только. Пойдем со мной»
- И пошли друзья гулять, дошли до озера, да пошли по мосту, да не могут вместе пройти, тесно им. Почему, ребята? (Ответы детей)
- Верно, мост узкий! И случилось несчастье, упал дружок мелка в воду и тотчас исчез. Что случилось? Давайте его поищем. (ищут палочками)
- Нет братца? Куда же он пропал? Утонул? (Ответы детей)
- Нет он растворился, давайте возьмем стаканы и попробуем воду на вкус какая она? (Ответы детей) Почему вода сладкая? (Ответы детей)
- Кто же был дружок у мелка? (Ответы детей)
- Но мелок не знал, что сахар растворяется в воде и решил спасти друга, прыгнул то же в воду и очень удивился что вода сладкая, понял он, что это сахар был. Выбрался на берег мелок, а вода в озере изменилась. Что произошло? (Ответы детей) И след на дорожке больше не остается.
- Все правильно, я прыгнул в воду и окрасил её, а мокрым я не оставляю следа.
- Эх мелок, мелок, ты у детей спроси, как надо было пройти по мостику, чтоб не упасть. (Ответы детей) (Осторожно по одному).
- Вот, из-за тучки, выглянуло солнышко, высох мелок (поменять на сухой) и снова на дорожке после него появился след. Развеселился мелок, расшалился. Давайте и мы поиграем:
Физкультминутка
Это лёгкая забава — Повороты влево - вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать, надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте, это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
- Расшалился наш мелок и не увидел, как из-за поворота выехал грузовик, и наехал на мелок. Грузовик такой тяжелый, а мелок такой хрупкий. Во что превратился наш мелок? (Ответы детей)
- Стал он порошком. Возьмите его в руки, что стало с руками? (Ответы детей)
- Руки мы помоем. А мелок соберем и отправим на стройку.
- Мастер делает ремонт. Чем он белит потолок? (мелом)
-Взрослые дяди и тети
Мелу нашли много дел.
Вы же к мольберту пойдете,
И рисовать будет мел.
Будет он мягким послушным
В маленькой детской руке,
Будет он с пальцами дружен
Будет творить налегке.
Занятие окончено, предлагаю детям порисовать на мольберте мелом.