ГРИШУНИНА ОЛЬГА
НОД «Поможем Матрёшке»
▼ Скачать + Заказать документы
Поможем Матрёшке
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области
Конспект НОД
с использованием инновационных технологий
с детьми средней группы
«Поможем Матрёшке»
Воспитатель: О. В. Гришунина
Белинский, 2018г.
Цель занятия: расширить знания детей о народной игрушке – матрёшке через интеграцию разных видов деятельности.
Задачи:
Публикация «НОД „Поможем Матрёшке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Воспитательные ; прививать интерес к народной игрушке – матрёшке; обогащать игровой опыт детей в процессе игры с матрёшками; воспитывать доброжелательное отношение при взаимодействии друг с другом.
Развивающие: знакомить с историей возникновения игрушки - матрёшки; развивать умение поддерживать беседу в процессе ОД, стимулировать умение высказывать свою точку зрения на соответствующую ситуацию кейс технологии; развивать мелкую моторику детей разбирая и собирая матрешку; обогащать сенсорное восприятие детей.
Обучающие: закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности при использовании техники рисования Эбру; закрепить умение использовать в речи прилагательные; познакомить с новым словом «Расписные»; формировать эмоциональное отношение к народному фольклору; выполнять музыкально – ритмические движения в соответствии с темпом мелодии; привлекать детей к совместным играм и игровым упражнениям; уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева,;
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание игрушки — матрёшки, рассматривание слайдов и иллюстраций по теме, чтение и заучивание стихов про матрешку, загадывание загадок; рисование матрёшек, узоров для фартуков; сюжетно-ролевая игра «Магазин матрёшек»; дидактические игры «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»; разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики «Мы веселые матрешки»; прослушивание музыкальных произведений по теме, просмотр видеоклипов, мультфильмов о матрешке.
Оборудование: костюм Матрёшки, платок для игры, куклы-матрёшки (разное количество элементов, матрешки-закладки призы для всех участников, разрезные матрешки, аксессуары для техники Эбру: кисточки, палочки, расчески, салфетки, разноцветные акриловые краски, музыкальное сопровождение (русская народная песня «Русская матрёшка», песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной, слова З. Петровой); мультимедийный проектор с презентацией.
Ход НОД
Помощник воспитателя играет с детьми в «Прятки» с матрёшками.
1,2, 3- смотри «Где Матрёшка» --- на столе,
1,2,3. – смотри «Где матрёшка---под стульчиком
1,2.3- смотри «Где матрёшка» --- в шкафу
1,2,3 смотри – входит воспитатель в костюме матрёшки ---Здравствуйте
Психогимнастика
Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет!
Воспитатель: Ребята, пожелаем нашим гостям здоровья и скажем … «Здравствуйте!»
Подарим гостям улыбку. Улыбка – это живой подарок, а подарку всегда рады. (Дети улыбаются) .
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – узнаете, отгадав загадку:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянились немножко.
Это русские …
Дети: матрёшки.
Воспитатель: Правильно, матрёшки!
(Зазвонил телефон)
Голос: Я спрятал ваших матрешек! и предлагаю вам их найти. Но чтобы найти матрешек, вы должны выполнить некоторые задания.
Воспитатель: Ребята, хотела пригласить вас в гости к моим подружкам. Но случилась беда. Злой волшебник заколдовал и спрятал всех моих подружек.
Что же нам делать?
Дети: 1- Нужно помочь матрёшкам и найти их
2- Нужно выполнить все задания и найти матрёшек.
Воспитатель: предлагаете правильные решения. Как вы думаете, на чём нам можно отправиться в путь, чтобы быстро добраться до матрёшек и чтобы хватило всем места.
(ответы)
Дети: На паровозе.
Воспитатель: Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Под музыку песни «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка-игрушка.
Матрёшка- игрушка (воспитатель) : Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка : Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Матрёшка : Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Воспитатель: Да где же они, подружки твои?
Матрёшка : Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
Воспитатель пытается раскрыть матрёшку.
Голос. Расскажите о матрешках! Иначе вы их не найдете!
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о русской народной игрушке- матрёшка?
1 ребёнок.
Матрёшка – это игрушка. Она сделана из дерева. Она яркая и красивая.
2 ребёнок.
Матрёшка – очень красивая, У неё нарядный сарафан, яркий платочек.
3 ребёнок.
Матрёшка деревянная. Её можно собирать и разбирать.
Матрёшка : Молодцы, ребята!
Воспитатель. Правильно, это кукла матрёшка она совсем необычная,
Почему о ней говорят, что она необычная (потому что сделана из дерева.)
Потому что в одной матрёшке прячутся другие матрёшки.
А как с ней можно играть (её можно собирать и разбирать.)
Правильно, ребята, матрёшка – это русская игрушка в виде деревянной куклы.
Ой, а вот в кукле – невеличке живут младшие сестрички.
(Дети и педагог подходят к столу)
Игра «Разбери матрёшку»
Дети разбирают комплекты матрёшек и ставят по росту.
Сколько ты нашла матрёшек, сколько ты нашёл матрёшек? (5, 3, 4)
Ой, а вот ещё матрёшки нас встречают. Педагог и дети проходят к стульчикам и экрану)
Воспитатель Появились первые матрёшки давно, более 100 лет назад. Однажды из страны Япония привезли игрушку, (Слайд) большеголового деревянного японца – старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь игрушку, а там такая же, только поменьше, раскроешь вторую, а там третья. (Слайд)
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И решили они выточить такую же русскую куклу.
Токарь Василий Звёздочкин (Слайд) выточил фигурку из деревянного бруска. Материал для матрёшек брали липу или берёзу. Деревья спиливали. Очищали от коры, пилили на брёвна, делали заготовки. (Слайд) Сначала делали самую маленькую. А потом всё больше и больше (Слайд)
А потом художники начинали расписывать матрёшек. (Слайд) Куклы получались красивыми, похожие на русских красавиц. (Слайд) Художник вскрикнул: «Хороша! Похожа на нашу Матрёну» Дети, а Матрёнами на Руси звали многих женщин. Матрёна – матрёшка. Так и стали называть новую куклу.
Дети, какие получились матрёшки? (Красивые, нарядные, весёлые)
Правильно, дети, матрёшки расписаны с любовью, значит они расписные. Какие матрёшки?
Дети: Расписные.
Прошу повторить это слово хором.
Матрёшка - это игрушка сувенир. Ребята, как вы думаете, что такое сувенир?
Дети: Это то, что дарят гостям.
Воспитатель: Матрешка является символом России, она своей красотой покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране.
Ой, слышу шум, кто это к нам спешит, открывает матрёшку, «А вот и мои подружки».
Расставляет всех матрёшек на стол.
Познавательно – исследовательская деятельность:
Воспитатель:
Очень хочется матрёшка
Нам тебя обнять немножко.
Но боимся мы, матрёшка, сарафанчик твой помять.
Но боимся мы, матрёшка,
Сарафанчик твой помять
Матрёшка :
Меня крепко обнимите
И на сарафанчик посмотрите--- Дети берут матрёшек в руки и обнимают
Я сделана из дерева. Я какая --- деревянная
Меня можно обнять
А можно по мне постучать (Дети стучат по матрёшке)
Воспитатель:
Какое дерево --- твёрдое
Воспитатель:
Я матрёшку уронила,
Я матрёшечку разбила!
Матрёшка :
Не разобьёте вы меня, деревянная я.
Воспитатель: Если деревянная матрёшка не разбилась, значит она хрупкая или прочная
Дети: Прочная
А теперь мои друзья
Хочу в воде поплавать я!
Воспитатель:
Ну, матрёшечка, смотри
Ты в воде не утони
Мы сейчас матрёшку нашу
В воду опускаем
Утонет или не утонет?
Сейчас узнаем
( Дети вместе с воспитателем делают вывод: матрёшка не тонет,
потому что она деревянная - легкая)
Из чего сделана матрёшка? Из дерева
Если сделана из деревыа, значит она какая?
Почему у матрёшки не мнётся сарафан (Потому что дерево твёрдое.)
Почему матрёшка не тонет в воде (Потому что дерево лёгкое, оно плавает.)
Игра средней подвижности «Матрёшечка»
Воспитатель: Ох, и русские матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с ними дети
В нашем садике играть.
Ой, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко,
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(1,2,3,- повернись и в матрёшек превратись)
Из детей выбирают матрёшку. На голову завязывают платочки. Она приседает в центре круга, который образуют другие дети.
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Эх, матрёшечка, матрёшка
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
Воспитатель: Ой, ребята, а у меня есть ещё подружки. Вот они. Но, что - то с ними случилось. Как вы думаете, кто их испортил?
Дети: Злой волшебник.
Воспитатель: Что же делать нам?
Дети : Собрать матрёшек, разложить правильно.
Игра «Собери матрёшку»
Дети собирают плоскостную матрёшку по частям.
Воспитатель: Какие матрёшки получились? (Красивые, расписные, нарядные, весёлые)
Какое доброе дело мы сделали? - (Мы помогли матрёшкам.)
И решили мои подружки устроить чаепитие. Показ фото.
Фото – кейс «Матрёшка встречает гостей»
Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Текст. Матрешка пригласила в гости подружек. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, Матрешка обеспокоилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Что же делать? Как бы вы поступили на ее месте?
Дети: Нужно посчитать гостей и посчитать конфеты.
Дети: Нужно разложить конфеты по чайным тарелочкам. Положить каждому.
Воспитатель: Правильно вы подсказали матрёшке. Правильно вы решили. Молодцы!
Матрёшки развеселились.
Воспитатель:
Очень любят матрёшки разноцветные одёжки. Какие предметы одежды вам понравились?
(Мне понравился платочек. Мне понравился сарафан.)
А вот фартук у меня без рисунка (огорчается).
Дети успокаивают матрешку, предлагают ей помощь. Матрешка благодарит детей и просит придумать необычный узор для её фартука.
Воспитатель:
А вот и мастерская. Здесь можно рисовать карандашами, красками. А вот здесь можно рисовать, используя технику рисования Эбру.
Что значит рисовать, используя технику Эбру.
Дети: Это значит…рисовать на воде.
Воспитатель. ВОКРУГ СЕБЯ ПОВЕРНИСЬ и в дизайнера по ткани превратись!
(Дети заходят за ширму, там их ждут мамы)
Воспитатель: На минутку закройте глаза.
Ведь начнутся сейчас чудеса
Ой, нас здесь ждут помощники. Дорогие помощники. Дети решили придумать узор для ткани на мой фартук.
Прежде, чем приступить к работе, вспомним технику безопасности обращения с красками и острыми предметами
Повторение правил безопасности при работе с красками и острыми предметами.
Воспитанники усаживаются за столы и выполняют рисунок, используя технику Эбру. Они рисуют свои фантазии под соответствующее музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Внимание, внимание! Начинается волшебство.
(Практическое занятие)
Чики, брики, рай!
Фартуки вынимай!
Воспитатель: Ой, какие получились замечательные образцы. Какие получились рисунки? (красивыми, нарядными, расписные)
Ребята, когда рисунки высохнут,мы сможем выбрать рисунок для фартука.
Какое доброе дело мы с вами сделали? (Придумали узор для фартука матрёшки)Вот сколько хороших дел мы сделали сегодня
.Ребята, а как с нами разговаривал волшебник по телефону? (Грубо, зло)
Какие ошибки он допустил? (Он не говорил добрых, волшебных слов: пожалуйста,здравствуйте)
А как бы вы разговаривали, если бы превратились в волшебников? (Здравствуйте! Это говорит волшебник. Расскажите мне, пожалуйста, об игрушке – матрёшке. Спасибо, досвидания)
Голос: Я всё слышал. Спасибо говорю я вам, дети, справились вы отлично с заданием. Да и меня научили культурному общению. Дарю вам в подарок матрешку- закладку в книгу. Прощайте, друзья!
Воспитатель: Молодцы, дети! Это ещё одно доброе дело, которое мы сегодня с вами сделали. Правильно ответили на все задания- освободили всех моих подружек- матрешек. О чем вы расскажете своим друзьям, родителям? (Я расскажу, как мы собирали матрёшек. А я расскажу, как мы играли с матрёшками и водой. А я расскажу, как мы рисовали образцы фартука)
Воспитатель: А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и в группу поезжайте.
Под музыку «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети делают круг и возвращаются в группу.