Тамара Аксенова
НОД по экологии «Экологическое кафе «Вспоминая лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие чувства эмпатии к окружающему нас миру, развитие интеллектуальных способностей в области естествознания, развитие исследовательской активности детей в процессе экспериментирования, формирование навыков экологически грамотного поведения.
Ход.
(Звучит музыка Б. Можжевелова «Песня лета»)
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Снова рада вас видеть в гостях в нашем экологическом кафе. В какое время год мы сегодня отправимся путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Мне тепла для вас не жалко,
Публикация «НОД по экологии „Экологическое кафе „Вспоминая лето“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Назовите время года? (Лето).
Ведущий. Летний день. Воздух напоен ароматом цветущих трав. Весело с неба улыбается солнце. Повсюду слышен птичий щебет, жужжание насекомых, звонкие голоса ребят, весело играющих на улице. Хорошее время года – лето! А мы с вами сейчас, попробуем отправиться в свое летнее путешествие. Первая часть нашего путешествия будет – конкурсная. В ней вы будете выполнять интересные задания, и может быть вам, откроются какие-то секреты, о которых вы еще ничего не знаете. Во второй части вас ожидает домашнее задание.
Меню реализации проекта:
КОНКУРС №1. «Любознайки»
С помощью интерактивного столика, узнайте, как в старину назывались летние месяцы и чем они примечательны?
Июнь – Червень или румянец года. (Заря вечерняя гаснет, чтобы час-полтора спустя разгореться – теперь зарей утренней.)В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко. В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут и соловьи поют. 22 июня светлейший день светлейшего месяца. 25 июня – солнцеворот. («Солнце пошло на зиму, лето на жару» В июне справляли именины березе: украшали избы, водили хороводы.)
(Хоровод «Во поле березонька стояла»)
Июль – Липень или грозник. (По липам в цвету. Липы, вчера зеленые, сегодня в кружеве душистом, мед сочат, от пчел гудят. Свет на убыли, жар на прибыли. То и дело духота разрешается грозами. Июль – месяц сенокоса. В июле справлялись «ярилины игрища». Ярила, по преданиям старины, добрый молодец, на белом коне разъезжает по Руси великой: на густых кудрях венок, во левой руке пучок ржи, в правой палица. Взмахнет Ярила рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся, плицей взмахнет - громы гремят и дожди льют. Куда конь ступит, шелкова трава стелется с цветами лазоревыми)
Август – Жнивень, серпень или густарь. (Жнивень от слова жать, жали в старину серпами. Август – густарь, страды государь, всего в избытке, густо едят. Месяц ленорост, припасает к зиме холст. В августе крестьянки расстилали н солнышке лен – отбеливали его. Еще август – малиновое лето, его венец и закат, пор лета семян и паутин).
Конкурс №2 «Экологическая разминка»
Отгадайте загадки и объясните приметы.
Ой, в июне снегопад!
Хлопья белые летят!
С веточек они слетают,
Но на солнышке не тают.
Это вовсе не снежок.
Ты узнал его, дружок? (Тополиный пух)
Был с утра звенящий зной.
Только скрылся солнца луч,
Дождь пошел косой стеной
Из огромных черных туч.
Небо грозно потемнело,
Засверкало, загремело. (Гроза)
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга
Заслонила облака! (Радуга)
Приходите летом в лес!
Там мы созреваем,
Из-под листиков в траве
Головой киваем,
Объеденье-шарики,
Красные фонарики. (Ягоды)
Долго мы сидим в избе -
В теплой тесной скорлупе.
А как вылупляемся,
Быстро оперяемся. (Птенцы)
Их сплетаем очень ловко
Мы из одуванчиков.
Надеваем на головки
Девочкам и мальчикам. (Венки)
Над цветочками кружусь.
Наберу нектар - и пулей
Полечу в свой домик - улей. (Пчела)
Он песчаный, ждет нас летом,
Светят теплые лучи.
И на берегу прогретом
Дети лепят куличи. (Пляж)
Объясните приметы:
Лето дождливое – зима снежная, морозная.
Облака пошли против ветра – к дождю.
Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды.
С вечера туман опускается, ложится на землю – на следующий день дождя не жди. Если туман с вечер поднимется от воды и земли, стремится вверх – завтра будет жаркий день.
Ночная роса долго не высыхает – к грозе.
Воробьи среди дня нахохлились – быть дождю; галки разыгрались в воздухе – к ненастью.
Усиление ветра после продолжительной тихой погоды – к дождю.
Месяц в тусклой дымке – к затяжному ненастью.
Солнце светит днем как бы сквозь оболочку – к дождю.
Красноватая луна на большой ветер.
Конкурс №3 «Научные размышлялки»
Ответьте на вопрос и научно докажите: Почему листья зеленые? Какую пользу приносят они растениям? Выживут ли растения, если будет всегда темно?
(Прослушивание сказки А. Дитриха «Почему лист зеленый» + презентация).
Вывод. Зеленые листья потому, что в каждом листочке полным – полно хлорофилловых зерен. Они маленькие, их не разглядишь, но очень полезные. Их можно назвать крохотными «заводиками». Они берут из воздуха невидимый углекислый газ; из него, воды и растворенных в воде веществ, добытых корнями, эти маленькие хлорофилловые «заводики» и делают строительный материал для новых веток, корешков, ствола. Как не построить новый дом без кирпичей и бетона, так не вырасти растению без материала, который готовят зернышки-заводики. Как не обойтись настоящему заводу без энергии, так и зернышкам-заводикам тоже нужна энергия. Им дает энергию солнечный свет, крохотные хлорофилловые зернышки с утра до вечера ловят солнечный свет. И с его помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное-живое. Но работать эти крохотные заводики могут только тогда, когда на зеленый лист падает свет. Нет света – замирает работа в зернах.
Конкурс №4 «Научная лаборатория»
- Любой из нас видел зеленую листву, но немногие могут похвастаться тем, что видели своими глазами чистый хлорофилл. Сегодня мы попробуем получить это вещество в чистом виде и выяснить его замечательные свойства. В этом нам поможет следующий опыт. ( Для проведения опыта материал готовится заранее: нужно взять 2-3 листа пророщенной фасоли, мелко порезать, положить в пиалу, взять чайную ложку чистого спирта и добавить его к листьям. Нужно старательно растереть полученную смесь, пока кусочки листьев не потеряют полностью свою форму. Полученную кашицеобразную массу надо залить двумя-тремя столовыми ложками спирта и дать настояться 2-3 минуты. Спирт приобретет зеленоватый цвет – это экстрагируется хлорофилл. Полученную зеленую жидкость нужно перелить в пробирку).
Ход. (1-я часть) Нужно поднести пробирку со спиртовым раствором хлорофилла к окну и подержать на ярком свете1-2 минуты. За это время молекулы хлорофилла накопят солнечную энергию, однако ее некуда будет направить – ведь они находятся за пределами клетки. Будет наблюдаться интересное явление: хлорофилл начнет отдавать лишнюю световую энергию. Для того чтобы это увидеть, нужно взглянуть н полученный раствор хлорофилла в отраженном свете (т. е. с освещенной стороны). В таких условиях в ярко-зеленом растворе проявляется… вишнево-красный цвет! Все дело в том, что именно красный свет поглощается хлорофиллом, и именно он его «отдает». Это явление называется флуоресценцией.
(2-я часть) Добавить в спиртовой раствор хлорофилла чайную ложку бензина и хорошо взболтать. Через определенное время смесь разделится на слои (т. к. бензин и спирт не смешиваются друг с другом и расслаиваются, причем бензиновый слой окрасится в ярко-желтый цвет. Вместе с хлорофиллом мы экстрагировали желтые пигменты листа – каротиноиды. Они хорошо растворяются в бензине, поэтому и переходят в бензиновый
Конкурс №5 «Живые картины»
Каждому участнику предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо летнее явление или животное.
Конкурс №6 «Камера ужасов»
Определить: какие бывают виды мусора и чем они опасны для животных.
Вид мусора,кому опасен,причины.
Бутылки, банки, леска.
Стекло, консервные банки,полиэтиленовые мешки,ловушка,ловчая сеть.
Мелкие грызуны,птицы, другие звери.
Опасность порезаться, опасность пожара, опасность задохнуться.
Фито бар.
- Мы с вами славно потрудились, прошу всех пройти в наш фито бар, где вам будут предложены вкусные напитки из разных растений.
Домашнее задание
Дома нарисовать картины или сочинить рассказы, стихотворения о лете.
Источники.
Елкина Н. В. Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Я. : Академия развития, 1997.
Леонтьев Д. В. Юный биолог: Практическое руководство - захватывающие эксперименты.
Потапова Л. М. Детям о природе: Экология в играх. – Я. Академия развития, 2002.
Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» - Новосибирск, 1994.
ЮшковаС. М. и др. Методическое пособие для учителей по курсу: Наша окружающая среда. - Екатеринбург. : УралЭкоЦентр. 1997.