Светлана Баранок
Система работы по экологии «Экологическое воспитание как всестороннее развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу по экологическому воспитанию я начала в средней группе. Первым разделом работы было знакомство с домашними и дикими животными. Мною была разработана серия конспектов. Силами родителей организована экскурсия на скотный двор, выполнены 2 макета, которые дети с удовольствием использовали в играх. В свободной изодеятельности дети пытались изображать своих любимых животных с помощью трафаретов. Собирали пазлы с изображением животных. Совместно с родителями была организована выставка «Моё любимое домашнее животное», собран фотоальбом «Я и мой любимец».
Публикация «Система работы по экологии „Экологическое воспитание как всестороннее развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Второй раздел моей работы был посвящён знакомству с комнатными растениями группы. С некоторыми из них мои ребята знакомились в младших группах, а в средней группе уже начали активно помогать ухаживать за ними. Протирали листья, рыхлили землю, опрыскивали растения. Важно помнить о необходимости постоянного контакта ребёнка с природой. Ежедневно заботясь о растениях, дети «проращивали» и в себе росток доброты, отзывчивости, внимания к окружающему. Был оформлен альбом «Комнатные растения нашей группы». Родители откликнулись на мою просьбу и помогли изготовить модель цветка - на примере которой дети узнали строение цветка (корни, стебель, листья, цветы).
Третий раздел был охвачен уже с переходом в старшую группу. Это наблюдения за объектами живой и неживой природы. Используя программу «Юный эколог» были взяты циклы наблюдений за елью. После наблюдений
мы с детьми и родителями реализовали проект «Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов».Проект очень заинтересовал всех Родители помогли нам в создании альбома и проведении природоохранной акции «Ёлочка -зелёная иголочка», организовали выставку рисунков, изготовили плакаты и листовки, провели дома беседы с детьми. На занятиях по изодеятельности дети изображали ель, выполняли аппликации. Меня очень порадовало, что дети применяли свои знания в свободной деятельности, при работе с литературой, при решении проблемных ситуаций. Итогом проекта стала выставка игрушечных самодельных елей из бросового материала, созданных силами семей моих воспитанников. Так как акция проходила в преддверии Нового года, то эти ёлочки стали украшением нашей группы к празднику.
Далее были взяты циклы наблюдений «Проращивание лука-репки в разных условиях». Совместно с детьми мы подготовили всё для наблюдений. Несколько луковиц мы поместили в маленькие баночки, создав им разные условия (свет, темнота, вода, без воды, тепло, холод). Дети с огромным интересом наблюдали за ростом зелени, корней. Каждый день замечали изменения, происходящие с луковицами, выполняли зарисовки. Наравне с луком, помещённым в баночки, был подготовлен ящик с землёй, куда каждый ребёнок посадил свою луковку и наблюдал за её ростом. Также была подготовлена таблица-циклограмма, где каждый день недели был обозначен своим цветом. А когда лук подрос, дети с удовольствием пробовали его за обедом, пополняя запас витаминов.
Во время зимних прогулок дети знакомились со свойствами снега; лепили снежки, снеговиков, снежную крепость, помогали в создании горки. На примере я объясняла детям, что в морозную погоду снег сухой и лепить из него не получается, а, когда на улице потепление снег становится сырой и пригоден для лепки. Набрав снега на прогулке, мы приносили снег в группу и через некоторое время наблюдали, что снег растаял, а в образовавшейся воде много грязи и мусора. Дети использовали талую воду для полива комнатных растений. Совместно с родителями изготавливали цветные льдинки для украшения нашего участка, тем самым охватывая цикл наблюдений за снегом и льдом.
С наступлением весны мы начали наблюдение за ветками березы и тополя. Принеся в группу несколько веток, мы поставили их в разные вазы, создали необходимые условия для роста (свет, вода, тепло, питательные вещества). Изменения, происходящие с ветками (появление почек, распускание листьев) дети зарисовывали.
Были также проведены наблюдения за берёзой, рябиной в разное время года. Итогом наблюдений стало красочное пособие, которое мы изготовили вместе с детьми. С приходом тёплых деньков мы наблюдали за появлением мать и мачехи; рассматривали строение цветка, отмечали места, на которых она появляется, любовались красотой.
Не оставлен без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. Красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике мы приобщаем детей к познавательной и практической деятельности. На территории детского сада есть огород, где дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.
. Чтобы не нарушать экологического равновесия на территории ДОУ проложена экологическая тропа,
Экологические знания дети нашего ДОУ получают не только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изодеятельности, музыкальному воспитанию, в играх и при решении логических задач, во время работы в уголке природы.
Силами воспитателей создан «Уголок леса», куда ребята приходят, знакомятся с растениями леса, с удовольствием ухаживают за ними. Есть здесь и резной скворечник, и игрушечная красавица змея с золотой короной и искусственный прудик с настоящими камышами и лягушками. Посажены ёлочки и сосны. В начале лета своей красотой и ароматом радуют ландыши, земляника.
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играли в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.