Наталья Богданова
НОД по экологии в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
• Познание
• Социализация
• Коммуникация
• Труд
• Музыка
Программные задачи:
1. Уточнить представления детей о потребностях растения в свете, влаге, почве, тепле; о функциях корней и листьев.
2. Упражнять в умении определять недостающее условие для нормального роста и развития растения.
3. Закрепить практические умения поливать, рыхлить комнатные растения, содержать листья растений в чистоте.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Формировать умения строить описание внешнего вида комнатного растения, составлять связное высказывание, использовать прилагательные в описательном тексте.
5. Воспитывать желание заботиться о растениях, то есть создавать для них необходимые условия.
Оборудование:
Комнатные растения : традесканция, фикус, бегония, хлорофитум, папоротник, сансевьера, фиалка.
Для труда в природе: тазик и ведёрко с водой, леечка, палочки для рыхления, мягкая тряпочка.
Для Незнайки: гибнущее растение с сухой землёй, растение с пыльными листьями.
Магнитофон, запись классической музыки.
Предварительная работа:
знакомство с комнатными растениями, труд в уголке природы, разучивание правил цветовода.
Ход СОД:
В группу входит Незнайка : Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Это Незнайка.
Незнайка: Я пришёл к вам за помощью. У меня случилась беда: я приготовил своим друзьям из Цветочного города подарок, но мой подарок, почему-то потерял свой вид.
Воспитатель: Незнайка, нам пока не очень понятно, что за подарок ты приготовил. Можешь его нам показать?
Незнайка: Конечно! Вот смотрите! (Достаёт два цветочных горшка) С моими растениями что-то случилось. Ничего не понимаю!
Воспитатель: Да, этим растениям очень плохо. Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться, чего не хватает растениям.
Рассмотрим первое: что вы видите? (Цветок завял, земля сухая – растению не хватает влаги)
Незнайка: Вы думаете, оно хочет пить? А где у него рот?
Ответы детей: Растение пьёт воду корнями.
Незнайка: Вот ведро воды – поливайте сколько хотите!
Воспитатель: Что надо сделать прежде, чем поливать?
( Узнать какая вода: холодная или тёплая)
- Какая вода для растения самая лучшая?
(Комнатной температуры)
- Покажите, как надо правильно поливать растения.
Дети поливают растение и объясняют :
- Лейку наклоняем осторожно, носик лейки опирается на край горшка.
- Теперь этому растению хорошо. Оно благодарит вас за помощь и заботу.
Незнайка:
- А этому тоже должно быть хорошо – я его поливал!
Воспитатель:
- По-моему, ему тоже чего-то не хватает! Дети, подскажите Незнайке!
(Листья пыльные, растению трудно дышать. Ему не хватает воздуха.)
- Как помочь этому растению? (Протереть листья.)
Незнайка:
- Вот вам мыло, мочалка, полотенце – мойте!
Воспитатель:
-Дети, чего не знает Незнайка?
(Листья нельзя тереть мочалкой. Нужно обтирать их мягкой тряпочкой или опрыскивать. Без мыла)
- Покажите, как это надо делать.
Дети протирают листья.
Незнайка: А для чего у вас тут палочка? (Чтобы землю рыхлить.)
- Вот ещё! Зачем её рыхлить?
(Чтобы корни у растения лучше росли, чтобы вода быстрее к корням проходила, чтобы корни дышали.)
- Ну, тогда выбросим землю и поставим растение в банку с водой!
Воспитатель:
- Что ты. Незнайка! Земля растениям очень нужна! Растение корнями из земли берёт питательные вещества.
. Воспитатель:
- А чтобы больше узнать о растениях, я приглашаю тебя, незнайка, и ребят в увлекательное путешествие в мир растений. Садитесь поудобнее и послушайте такую историю…
Произошло это очень-очень давно, когда не было на свете ваших мам и пап, и даже бабушек и дедушек. Жили тогда в жарких далёких краях вечнозелёные прекрасные растения. Многие из них были великанами. Жили они долго, дружно и привольно. Но вот однажды растения услышали, что за морями, за океанами, в далёких странах живут другие травы и деревья. Захотелось им посмотреть далёкий зелёный мир. Долго путешествовали растения и добрались в нашу страну. Но тут наступила русская зима. Подул злой, холодный ветер, небо потемнело, в воздухе закружились белые снежинки. Очень страшно стало путешественникам, ведь они могли замёрзнуть. К счастью, им на помощь пришли добрые люди. Они пригласили далёких гостей к себе в жилище, позаботились о них. И с тех пор эти растения украшают у нас любой дом, любую комнату. Люди называют эти растения комнатными.
И всё было бы хорошо, да только в пасмурные дни тоскуют растения по далёкой Родине, по яркому южному солнцу, по друзьям – великанам.
Но нашлись волшебники – знатоки комнатных растений. Это люди – цветоводы. Они правильно ухаживают за растениями. А растения в благодарность за их труд, дарят прекрасные цветы, свежую нежную зелень в любое время года и чистый здоровый воздух.
- Посмотрите, ребята, какие здесь разнообразные растения : большие и маленькие, с крупными и с мелкими листьями, стебли прямостоящие и вьющиеся. Что нужно всем этим растениям для жизни?
Ответы детей: Вода, тепло, воздух, свет.
- Рассмотрите традесканцию. Расскажите о ней.
Ответы детей: У традесканции вьющийся стебель, мелкие зелёные листья.
- Вы знаете, почему она так называется? Это имя ей дано в честь ботаника Традесканта. Традесканция – одно из самых знаменитых растений на земле. Оно совершило путешествие в космос на космическом корабле «Космос – 110». Путешествие длилось 22 дня и традесканция выдержала все перегрузки.
- А как называется это растение? Правильно, фикус. Фикус означает каучуковое дерево. Растёт оно в Индии. Высотой бывает до 30 метров – с девятиэтажный дом. Это вечнозелёное растение с блестящими листьями похоже на шатёр, потому что у него раскидистые воздушные корни. Под ними легко укрыться от палящих лучей солнца, от дождя. Местные жители считают его священным. Они рыхлят почву, удобряют и даже поливают молоком.
- Сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте догадаться, о каком растении пойдёт речь.
1. У этого растения высокий прямостоящий стебель. Листья крупные, удлинённые, тёмно-зелёные с серебристыми пятнышками. Цветы ярко-розовые, собраны в крупные кисти.
(Бегония крапчатая)
2. Это растение с длинными ярко-зелёными листьями, которые собраны в пучки. Из середины листьев вырастают цветочные стрелки, на которых появляются детки с воздушными корнями.
(Хлорофитум)
- Теперь, ребята, вы сами попробуйте сочинить загадку о растении. А для этого вы должны описать растение, не называя его. Вот перед вами три растения. Загадайте загадку об одном из них.
(Папоротник, сансевьера, фиалка)
Ответы детей.
Физминутка:
1. Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложиться.
2. Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел!
Незнайка: Ребята, мы со Знайкой поспорили: живые растения или нет. Зачем нужно обращаться с растениями бережно? Если кошку дёрнуть за хвост – ей больно. Она живая: она ходит, ест, пьёт. А растение не ходит- оно не живое!
Воспитатель:
- Давайте поможем Незнайке разобраться, живое растение или нет. Как вы думаете? Почему? (Бывает ли растению плохо? Может ли оно погибнуть)
Ответы детей:
Растение живое. Оно питается, растёт, движется (поворачивается к солнцу). Растение может погибнуть, если за ним не ухаживать.
Воспитатель:
- Ты понял, Незнайка, почему растение живое?
Незнайка, для того, чтобы из тебя получился хороший цветовод, тебе надо выучить правила цветовода! Сейчас ребята тебе их расскажут.
Дети читают правила:
Чтоб растение росло, и питалось, и цвело,
Его надо поливать, пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять и опрыскивать.
Надо помнить нам всегда:
Ему плохо в холода.
И во тьме не может жить –
Лучик света должен быть!
Много правил и забот
Знает мудрый цветовод!
Воспитатель: А ещё, Незнайка, цветы любят музыку. Но не громкую, а нежную и красивую. Когда звучит тихая музыка – цветы лучше растут.
(музыка звучит)
Незнайка:
- Спасибо, ребята! Теперь мне всё понятно. Я буду хорошо ухаживать за своими растениями и мне не стыдно их будет подарить.
Воспитатель: Ребята, Незнайка идёт в Цветочный город с подарком. А какой подарок мы можем передать коротышкам.
(Можем нарисовать комнатные растения, которые растут у нас в уголке природы).