Валентина Нечаева
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «В царстве лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему : "В царстве лекарственных растений"
Цели: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Публикация «Открытое занятие по экологии в подготовительной группе „В царстве лекарственных растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка).
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)
Воспитатель: Какое это растение?
Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения : каждая поляна или уголок леса - целая зеленая аптека.
Добро пожаловать в "Зеленую аптеку". Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Воспитатель: Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.
Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.
Следующая загадка.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему же все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (Ромашка)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушенная в запасе
От простуды лечит нас. (Малина)
Вот растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветки - как медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)
Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?
Дети:
Воспитатель: Запомните правила сбора лекарственных трав.
* Цветки собирают, когда растение цветет.
* Корневища - поздне осенью, когда плоды уже осыпались.
* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.
* Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель: Ребята, пришла срочная телеграмма, в ней написано, что звери в лесу заболели, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить?
Дети: Лекарственными растениями.
Воспитатель: Правильно, конечно же ими. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить?
Дети:
Воспитатель: Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.
А у лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
Дети советуют.
Воспитатель: Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.
Ребята, а серый Волк, такой бледный, у него нет сил. Что же делать?
Дети советуют.
Воспитатель: Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Вот мы и помогли нашим лесным жителям. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.