Галина Завьялова
НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Зимующие и перелетные птицы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
«Зимующие и перелетные птицы родного края».
Подготовил: воспитатель Завьялова Галина Николаевна
Цель: Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребностей в пищи.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Обогатить словарь путё м введения слов: корм, перелётные, зимующие.
3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
4. Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезание по частям из цветной бумаги).
Материалы к занятию:
• Таблица с изображением зимующих и перелетных птиц.
• Кассета с записью голосов птиц.
• Кормушка из молочных пакетов.
• Загадки большой лист бумаги или картона любого светлого тона наклеенными на него широко расходящимися ветками, цветная бумага, ножницы, клей, двухсторонний скотч.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу и изображением зимующих и перелетных птиц.
Вопросы:
1. Какие из птиц вам знакомы?
2. Каких из птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробей, галка, ворона, синица, голубь, сорока, дятлы).
3. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (3имующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы). Куда исчезают, эти птицы? (Улетают в теплые края).
4. Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные)
5. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму (Зимующие)
6. Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся холодов)
7. Вспомните, чем питаются птицы?
Рассказ воспитателя.
-Птицы улетают к югу, чтобы найти такие места, где они смогут находить для себя вдоволь пищи. Такие перелеты совершают ласточки, стрижи, скворцы и другие птицы. Птицы очень быстро расходуют энергию, которую они получают вместе с пищей, а это означает, что есть им нужно часто. Поэтому, когда земля замерзает и пищу (особенно насекомых) найти трудно, многие птицы отправляются на юг. Птицы, которые живут и кормятся возле рек и озер утки, гуси, лебеди, улетают еще и потому, что водоемы замерзают. Для того, чтобы выжить, перелетные птицы совершают долгие путешествия к югу и возвращаются к нам, когда наступает весна.
- Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнездо, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтоб весной вернутся в родной край.
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью.
- И все — таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближены к жилищем людей. И мы должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
-А сейчас попробуйте разгадать загадки о птицах.
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Появляется опять … (Снегирь, он – кочующий)
2. В красной шапке расшитой,
В черном кафтане.
Знаменит в семье лесной,
Песенной смешной.
Что за песня — красота?
Тук — тук — тук, да тра — тра -та -та! (Дятел, он – зимующий)
3. Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам ныряет,
Крышки подбирает. (Воробей, он – зимующий)
4. Непоседа птица это,
Одного с берёзой цвета. (Сорока, она – зимующая.)
5. На шесте весёлый дом
С круглым, маленьким окном.
Чтоб заснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец.
Он и лётчик, и певец. (Скворец, он – перелётный)
Игра «Отгадай и присядь» (Дети выходят и становятся в круг)
-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.
(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля).
Проводится физкультминутка:
Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)
Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПО ЩЕЧКУ)
Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)
Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)
- Дети послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птицу».
Покормите птицу зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Теперь ребята вы догадались, почему надо беречь и кормить птиц. Для подкормки птиц пригодятся различные семена-тыквы, арбуза, многих сортов трав.
- А сейчас изготовим птичку из цветной бумаги в технике оригами. Перед каждым ребёнком лежит квадрат цветной бумаги, который нужно перегнуть косыночкой, отогнуть крылышки под углом, загнуть носик. Вот и получилась птичка. Сажают птичек на кормушку (на двухсторонний скотч)
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
-Что интересного мы узнали?
- Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
В конце занятия полюбоваться красивой картинкой, предложить детям отметить разнообразие птиц (зимующих).