Валентина Малинкова
НОД по теме «Вода» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Д/с №1 «Березка»
НОД в средней группе на тему :
«ВОДА»
Провела: Малинкова В. В.
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 «Березка»
п. Урмары Чувашской Республики
Программное содержание:
1. Уточнить знания детей о свойствах воды: без запаха, без цвета, без вкуса, принимает форму того сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лед и пар; при таянии снег превращается в воду.
Публикация «НОД по теме „Вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; стремление экспериментировать и исследовать; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, растворяется…
3. Формировать понятие о том, что вода – бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.
Предварительная работа:
1) наблюдение за водой, снегом;
2) чтение рассказов, сказок познавательного характера;
3) опыты (превращение снега в воду, воды в лед)
4) беседы на тему: «Где можно встретить воду.», «Кто живет в воде.», «Волшебная водица.».
5) проращивание семян фасоли и лука.
Оборудование: запись с журчанием воды, колбочки разной формы, баночки с водой, ведерко, пластиковые стаканы, одноразовые ложки, снег, замороженные цветные льдинки в формочках, зеленка, марганцовка, пипетка, стеклышко, большое стекло, тарелка, соль, сахар, речной песок, деревянный брусочек, железный предмет, игрушка из киндер сюрприза, чай в пакетиках, электрический чайник, блюдца, чайные ложки, стаканы по количеству детей, охлажденная кипяченая вода, лимон, нарезанный дольками, полотенце-тряпка, носовики на каждого ребенка, ободки с изображением капелек, тучки и солнышка, музыкальное сопровождение.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и смышленые. Присаживайтесь, ребята.
Послушайте загадку:
Я бегу струей из крана,
Бью ключом из-под земли,
Я качаю в океанах
Великаны-корабли.
Что это? (Вода.)
-Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о воде.
С водой мы хорошо знакомы, не раз мы шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали кораблики, плескались в ванне, в речке или в пруду. Но давайте познакомимся с ней получше.
-Ребята, что это, вода?
(Вода – жидкость. Она жидкая, она течет.)
-Как мы это проверим?
(Ее можно налить, перелить, вылить.)
Дети наливают воду в разные сосуды.
-Ребята, что вы замечаете?
(Вода меняет свою форму, она принимает форму того сосуда, в котором находится.)
-
-Ребята, вы слышите песенку водички?
(Вода журчит, звенит, булькает, капает.)
-Давайте послушаем песенку водички, закройте глаза. (Звучит запись.) Так хорошо, приятно поют птицы, журчит ручей … Откройте глаза. Так какая же песенка у воды?
(Вода звенит, журчит, бурлит, булькает, капает.
-Ой, посмотрите, вода пролилась немного, вот лужица. Что мы можем сделать?
(Вытереть тряпкой.)
- И где же вода?
(Вода впиталась в тряпку.)
- А вот тут капелька пролилась. А сейчас я сама сделаю капельку из пипетки – кап! И ещё одну – кап! Посмотрите – похожи? Вот в народе есть такая поговорка: «Похожи как две капли воды». Что же это значит? Это значит очень - очень похожи.
- Ребята, а вы знаете, какого цвета вода?
(Она бесцветная.)
-Правильно. А что у нас белого цвета?
(Снег, молоко, сахар, соль.)
-Послушайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)
-А снег – это тоже вода? Вчера мы на прогулке собрали немного снега. Какой он?
(Снег белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий.)
-Аня хочет нам рассказать стихотворение о снеге.
Белый вкусный снег идет
Попадает прямо в рот.
Если очень захочу,
Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы!
На санях не покататься!
И сугробов не видать!
И в снежки не поиграть!
Плохо будет всем без снега.
Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я.
-Можно ли кушать снег?
(Снег кушать нельзя, он холодный, в нем микробы.)
-А что будет со снегом, если он у нас полежит здесь немного?
(Он превратится в воду.)
-Ребята, мы сказали, что вода бесцветная. Как вы думаете, вода может менять свой цвет?
Сейчас я добавлю в воду волшебный кристаллик и посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет?
-Как вы думаете, что я добавила? Это марганцовка, ребята.
- А теперь я добавлю в воду волшебную капельку. (Это зеленка).
-Какой вывод мы сделаем? Вода может менять свой цвет?
(Вода – бесцветная, но она может менять свой цвет в зависимости оттого, что в нее добавили.)
-Ребята, куда же делась наша волшебная капелька и волшебный кристаллик?
(Они растворились.)
-Значит, вода может растворять. Как вы думаете, что можно растворить в воде? (Дети растворяют соль, сахар, краску.)
-А песок? (Не растворяется.)
-А дерево? (Плавает на поверхности.)
-А металл? (Не растворяется, опускается на дно.)
-Значит, вода – растворитель, она может растворять, но не все в ней может раствориться.
-Ребята, соль растворяется в воде? … Смотрите внимательно. Что это? (Стакан соли.) Насыпаю в банку… А это что? (Стакан воды.) Что я делаю? (Наливаешь.) Перемешиваю. Что такое? А почему соль не растворилась, соль же в воде растворяется? (Воды недостаточно.)
-Значит, способность воды к растворению зависит от количества взятого вещества.
-Ребята, посмотрите внимательно на воду. Какая у нас еще вода? Вы видите мою руку?
(Прозрачная.)
-Закройте глазки. Откройте. Что вы видите? Какие это игрушки? Значит, вода какая?
(Чистая, прозрачная.)
-Ребята, как вы думаете, если воду нагреть, что из нее получится? (Пар.)
-Давайте попробуем. Вот у меня электрический чайник. Сейчас мы нагреем воду. Пока вода греется, подумайте, ребята, а если воду заморозить, что из нее получится? (Лед.)
-Посмотрите, цветные льдинки, как они получились?
(Сначала воду окрасили в разные цвета, а потом заморозили.)
-Красиво… Потрогайте, какой он, лед?
(Холодный, бесцветный - прозрачный, твердый, гладкий.)
-Посмотрите, какие красивые украшения получились. На прогулке мы их подарим елочке.
-Послушайте, что делает вода в чайнике? (Кипит.) Значит, мы довели воду до кипения. С кипятком надо быть очень осторожными. Горячий чайник могут трогать только взрослые, почему?
(Потому что можно обжечься, получить ожог.)
Сейчас я открою крышку, что это? (Вода превратилась в пар.) А как вы думаете, пар может превратиться обратно в воду? Давайте посмотрим. Я накрою тарелку с водой стеклом, образуются капли, они падают обратно
-Вот так, ребята, идет дождь. Вода превращается в пар, пар поднимается высоко над землей, собирается в тучке, где превращается в воду. В тучке собирается много воды и она уже не может удержаться, и падает на землю. Так идет дождь, а если холодно, то капельки воды превращаются в снежинки и идет снег.
-А сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу».
-Я буду мама-тучка, вы будете детки-капельки воды, а Аня будет солнышко.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (хоровод по кругу). Плавали капельки, плавали, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала деткам домой вернуться. И тут как раз пригрело солнышко. Стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке. «Капельки мои, как я без вас соскучилась. Молодцы, хорошо себя вели. А теперь со мной побудьте. А потом я опять вас отпущу гулять.
-Интересная игра? Молодцы, ребята.
-А теперь возьмем стульчики и сядем к столу.
Разливаю кипяченую охлажденную воду в стаканчики.
-Какая она, вода? (Чистая, прозрачная, бесцветная, кипяченая, теплая.)
-Попробуйте, у нее есть вкус? (Без вкуса.)
-Понюхайте, она чем-нибудь пахнет? (Без запаха.)
-Зная свойства воды, я могу заварить чай. Вода растворяет в себе чай, окрашивается в цвет чая, приобретает вкус и аромат чая.
Разливаю чай в стаканчики с водой.
-Попробуйте, есть вкус? Аромат? Цвет? Сладкий? А мы знаем, что сахар растворяется в воде. Пустите сахар и размешайте. Попробуйте, сладкий? А у меня есть еще лимон. Давайте пустим лимон и ощутим его вкус и аромат.
-Значит, для чего человек изучает свойства воды? (Чтобы пользоваться водой.)
-Для чего же нам нужна вода?
-Давайте послушаем Марину. (Стихотворение И. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Виктор:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам доложить:
Без нее нам не прожить.
Андрей:
Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Ксюша:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Кирилл:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды!
-Скажите, ребята, могут ли прожить без воды люди, растения, животные?
-Что с ними станет без воды? (Они погибнут.)
-Да, вода дает жизнь и растениям, и животным, и людям. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушка», «царица».
-Вода дает нам жизнь, здоровье, снимает усталость. Поэтому ее надо беречь. А как ее надо беречь? (Не надо ее тратить зря, нельзя загрязнять реки и озера, потому что оттуда приходит вода в наши дома.)
Максим:
Родник иссяк, ручей ослаб,
Вода из крана кап-кап-кап…
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немало лет-
И нет водицы – нет, нет, нет.
-Да, ребята, воду надо беречь.
-Что же мы узнали о воде?
-Давайте послушаем Аню.
Аня: Вода-это жидкость. Она течет, ее можно налить, перелить, вылить. Вода меняет свою форму, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Костя: Вода бесцветная, но она может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. В воде можно растворить соль, сахар, краску. Чистая вода прозрачная, Она без запаха, без вкуса.
Антон: Если воду нагреть, то она превратится в пар, а если заморозить, то из воды получится лед. Вода нужна всем. Если не будет воды, то растения, животные, люди, птицы, рыбы погибнут. Воду надо беречь.
-Правильно, ребята, молодцы. У воды еще очень много секретов. О них мы еще узнаем. Спасибо за внимание.