Светлана Исаева
НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативная (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, грамматический строй речи, связанная речь, практическое овладение нормами речи)
Художественно-эстетическая (развитие умения слушать сказку, правильно воспринимать ее содержание, поддерживать внимание и интерес к слову)
Социально-коммуникативная (развитие игровой деятельности: игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения)
Публикация «НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Научить правильно выражать свои мысли и контролировать свою речь.
Задачи:
- формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы предложениями, отгадывать загадки;
- учить подбирать слова-определения к существительному;
- развивать речь-доказательство;
- обогатить словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;
- упражнять в изменении слов с помощью суффиксов;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- упражнять в умении различать долгие и короткие звуки
- ввести в словарь детей слова проталина, подснежник.
Методы и приемы:
- практические (дидактические и словесные игры,физминутки)
- наглядные (рассматривание и прослушивание)
- словесные (разъяснение, пояснение)
- расширение словаря (понимание слов подснежники и проталина)
Материалы и оборудование:
Несколько конвертов разной формы и цвета, конверт с письмом, слайды с изображением характерных признаков весны, перелетных птиц, круг из жёлтой бумаги, бельевые прищепки, кукла с набором зимней и весенней одежды, металлофон, раскраски на тему «Ранняя весна».
Логика образовательной деятельности
- Ребята, сегодня утром у нашей группы я увидела конверт. на нем было написано «Ребятам группы Ласточка». Я решила без вас его не открывать, положила его, а куда не помню. Конверт был прямоугольной формы жёлтого цвета. Помогите мне его найти!
Дети включаются в игру и ищут в группе конверт по заданному признаку.
- Хотите узнать, что в нем? Давайте прочитаем! Это сказка.
Предлагаю присесть и послушать.
«Жили-были четыре времени года : Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили миром: 3 месяца- Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето, 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод»
Дети слушают сказку.
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, что это за чудо!
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру-
Я глаза скорей протру,
А оно все ярче, ярче,
За окном все жарче, жарче.
Что это такое? (солнце)
Дети отгадывают загадку.
- Правильно, это солнце. В нашем конверте спряталось солнышко. Оно не может оттуда выбраться, потому что все лучики растеряло. Давайте ему поможем.
Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных- жёлтое, ласковое, круглое, теплое, радостное, веселое, румяное, веселое, лучистое и т. д.)
Поможем солнышку, соберем его лучики и расскажем, какое у нас солнышко.
Дети прикрепляют лучики-прищепки к солнышку, подбирая прилагательные.
- Вот какое солнышко у нас получилось! Хотите знать, что случилось дальше?
Ребята, но листок оборван и я не смогу прочитать продолжение…Но у нас есть подсказки и они помогут нам самим продолжить сказку. Так что же произошло, когда появилось весеннее солнышко? Показывается слайд №1 с изображение подснежников на проталине.
Воспитатель после ответов детей подводит итог :
Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.
Дети рассматривают изображение слайда и составляют предложение.
Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники. Возьмите платочки.
Украсим платочками группу и посмотрим, что было дальше.
Дети берут платочки и показывают распустившийся цветок.
Показывается слайд №2 с изображением сосулек.
А это что?
Воспитатель после ответов детей подводит итог :
Стали таять сосульки и зазвенела капель.
Дети рассматривают изображение слайда и составляют предложение.
Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька тает все быстрее (играет на металлофоне быстрые звуки)
Приглашает нескольких ребят исполнить весеннюю капель.
Дети исполняют на металлофоне весеннюю капель.
Воспитатель показывает слайд №3 с изображением ветки с почками и картинки с перелетными птицами.
Воспитатель после ответов детей подводит итог :
На деревьях и кустарниках набухли почки. С юга возвращаются перелетные птицы.
Дети рассматривают изображение слайда и составляют предложение.
- А зимующие птицы куда денутся?
Дети отвечают на вопрос.
Работа на ковролине.
- Возьмите по одной птице, расскажите зимующая она или перелетная, поселите ее к солнышку или снежинке.
Дети берут птицу, составляют о ней предложение. Например: Эта птица ласточка, она перелетная. И помещают ее книжному предмету.
- А что же происходит в это время в лесу?
Дети отвечают, что у зверей появляются детеныши.
Игра в кругу «Мамы и малыши», «Один- много»
- Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Например:
Медведь- медвежонок- медвежата.
Дети называют детенышей диких животных в единственном и множественном числе.
- А у нас еще одна подсказка. (Показывается слайд №4 на котором изображены люди одетые в легкие одежды). О чем она говорит?
Дети отвечают на вопрос.
- Кукла Катя собралась на прогулку. Посмотрите, правильно она оделась? Что ей нужно поменять?
Дети отвечают на вопросы, меняют валенки на ботиночки и теплую шапку на облегченную.
- Вот какой замечательный рассказ у нас получился! Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появились детеныши. Люди надели облегченную одежду.
Дети пересказывают рассказ опираясь на картинки слайдов.
- А к этому рассказу у меня замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, восковые мелки, цветные карандаши и раскрасить их.
Дети раскрашивают иллюстрации.
Итоговое мероприятие: выставка картин, иллюстраций и детских рисунков о весне.