Новикова Татьяна
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Задачи:
Образовательные:
-расширить и закрепить знания детей о животных Севера
-формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности.
-обогащение и активизация словаря.
Публикация «НОД по развитию речи „Животные холодных стран“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-учить составлять сложносочиненные предложения.
Коррекционно-развивающие :
-развивать связную речь, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие;
-продолжать работу над общей и мелкой моторикой.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
-воспитывать любознательность, взаимовыручку, желание помочь товарищам.
Предварительная работа.
-разучивание пальчиковой гимнастики, просмотр мультфильма «Умка»,
-работа над загадками, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных.
Оборудование:
-презентация, глобус, ноутбук, медвежьи следы, конверт с загадкой, схемы и карточки для составления рассказа, индивидуальные задания, вода и вазелин для эксперимента, сюрпризы.
Методы:
-игровой, словесный, просмотр слайдов, рассказ педагога, эксперимент, поощрение.
Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.
Ход НОД
1. Организационный момент
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Дефектолог обращает внимание детей на следы какого-то животного. Идут по следу и находят конверт с загадкой.
2. Загадка
Там очень, очень холодно.
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Вечные снега.
Там медведи белые
Бродят круглый год
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
Отгадайте-ка, ребятки,
Где, находится отгадка.
Дети: на Севере
3. Беседа
Дефектолог: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что медведи и моржи живут на Севере.
Дефектолог. Давайте на глобусе посмотрим, где же находится Север. (дефектолог вместе с детьми выясняют, что такое глобус и в какой его части находится Север).
Дефектолог: Правильно, ребята, вот здесь наверху и находится Север. Лед на Севере никогда не тает. Воды океана очень холодные, но все равно там живут разные животные.
4. Игра «Узнай животного по описанию»
Педагог рассказывает о животном, а д ети по характерным признакам его узнают и называют. Ответы детей подтверждаются показом слайдов)
-Это животное большого размера, с длинной густой белой шерстью. (белый медведь)
- у этого животного туловище тоже большого размера, у него есть клыки и ласты. (Морж)
- Это животное тоже хорошо приспособлено к жизни в воде, у него также есть ласты, но нет клыков. (Тюлень)
-Это животное имеет на голове длинные рога, тело покрыто шерстью. (Северный олень)
-Это животное напоминает лисицу, шерсть у него очень густая, белая или голубая. (песец)
-А это северная птица, у нее густое пестрое оперение, сильные лапы с когтями и зоркие глаза.
5. Эксперимент
-Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает от мороза)
-А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Сейчас мы с вами проделаем опыт и узнаем, как животные приспособились к таким условиям.
(В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Рука мокрая т е покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас был сильный мороз, то вода превратилась бы в лед, и рука бы замерзла. А теперь вытрем руки и смажем их кремом. Снова опустим руку в воду, вынем ее. Вода уже не покрывает руку полностью, а собралась капельками. И, если руку встряхнуть, капельки с руки слетят. На руке воды не будет, а значит, нечему будет превращаться в лед).
6. Физминутка
По ледяной пустыне медведица идет.
(медленно идут по кругу вперевалочку)
За нею медвежата торопятся вперед.
(убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя с руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной за нерпой морж плывет (гребки руками)
Бегут, спешат олени (руки – «рога» над головой)
Им виден путь едва (высоко поднимая ноги)
Над ними тихо кружит полярная сова.
7. Составление рассказа-описания «Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам дефектолога.
сейчас мы составим рассказ-сравнение о медведях. Я буду рассказывать о буром, а кто-нибудь из вас, о белом. (вызываю к опорной схеме одного из детей, одеваю на него маску белого медведя).
Дефектолог. Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. (показываю на карточку-схему с изображением цветовой палитры)
-Лесного медведя шерсть бурая или коричневая. (показываю на карточку с изображением коричневого пятна). А какая шерсть у северного медведя?
Сейчас мы расскажем о том, где живут медведи. (показываю на карточку-схему с изображением дома)
Бурый медведь живет в густом лесу. (Показываю на карточку с изображением деревьев). А где живет белый медведь?
Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (Показываю на карточку с изображением деревьев).
- А где же живет белый медведь?
Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (показывает на карточку с изображением льдины и снежинки).
-Теперь расскажем, чем питаются медведи. (показываю карточку- схему с изображением столовых приборов).
бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. (показываю на карточку с изображением данных предметов). А чем питается белый медведь?
Ребенок. Белый медведь питается рыбой, тюленями.
расскажем, как медведи проводят зиму. (показываю на карточку снежинок и знака вопроса).
бурый медведь спит зимой в берлоге. (Показываю на карточку с изображением закрытого глаза.) А как проводит зиму белый медведь?
Ребенок. А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.
вот какой интересный рассказ у нас получился. Теперь вы уже сами попробуйте еще раз сравнить бурого и белого медведей, используя схему и карточки. (Приглашаются несколько детей).
8. Пальчиковая гимнастика
Тепы-тяпы, тепы-тяпы (хлопают ладошками по столу.)
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
9. Задание на моторику «Пере путаница»
(Среди контуров животных дети выбирают контур белого медведя и раскрашивают его)
10. Сюрпризный момент
11. Итог занятия