Получи документы

НОД по развитию речи в старшей группе «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»

Ирина Козлова
НОД по развитию речи в старшей группе «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по развитию речи в старшей группе

«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам».

Цель: дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение; развивать произвольное внимание; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Малые фольклорные формы, Составление рассказов по пословицам“» размещена в разделах

Материал: иллюстрации из пособия «Русские народные загадки и пословицы».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы знаете много сказок, которые сочинил народ.

- А какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

- В сказках заключена народная мудрость.

- Чему нас учат сказки? (Ответы детей)

- Да, они учат нас быть трудолюбивыми, добрыми. В сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово – пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию к пословице «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».

- Кто здесь изображен? (Ответы детей).

- Легко ли им нести такую ношу? Почему? (Ответы детей).

- И пословица о том же говорит : «Дружно – не грузно (значит, не тяжело, а врозь – хоть брось».

- Когда, в каком случае о людях можно сказать такую пословицу? (Когда люди помогают друг другу).

Придумайте об этом небольшой рассказ или сказку.

Рассказы детей по иллюстрации.

Физкультминутка.

В ладоши громко хлопните,

Ногой по полу топните.

Нагнитесь, распрямитесь,

Как струнки потянитесь.

Теперь доброжелательно

Друг другу улыбнитесь.

Должны вы сесть, глаза закрыть

И обо всем на миг забыть.

- А теперь послушайте, я расскажу вам одну историю : «В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке рядом лежали их игрушки: потрепанный, без колес и стекол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зеленая машина.

Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, –вздохнула старушка, – какие сами – такие и сани!»

- Почему она так сказала? Как старушка догадалась, чьи игрушки были на скамейке? (Ответы детей)

- У народа есть много пословиц о том, что нужно быть трудолюбивыми, уметь трудится: «Собирай по ягодке и наберешь кузовок»; «Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок».

- Какие еще пословицы о труде вы знаете?

Ответы детей:

- «Не сиди сложа руки так и не будет скуки»

- «Под лежачий камень вода не течет»

- «Лень до добра не доведет»

- «От скуки бери дело в руки»

- «Кто труд любит, долго спать не будет»

- Много у народа пословиц и поговорок. Нужно научиться понимать их и знать.

- Послушайте, что я вам расскажу :

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки.

- Что это?

Дети: Морковь.

- Да, это загадка про морковь. Чем отличается загадка от пословицы, сказки? (Ответы детей)

- Правильно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда нужно говорить их. Вспомните, какие загадки вы знаете. Загадайте их своим товарищам.

Дети загадывают загадки.

Воспитатель:

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Что вам запомнилось, понравилось больше всего?

- В чем были трудности?

- Сегодня мы говорили о пословицах, которые отображают народную мудрость, составляли рассказы по картинке, отгадывали загадки.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели" Цель: учить.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Как дети спасли воробушка» по серии сюжетных картинЗанятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Как дети спасли воробушка» по серии сюжетных картин Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа "Как дети спасли воробушка" (по серии сюжетных картин) Цель: обучать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи в старшей группе «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»
Опубликовано: 23 октября 2022 в 14:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи в старшей группе «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД