Ирина Козлова
НОД по развитию речи в старшей группе «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе
«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам».
Цель: дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение; развивать произвольное внимание; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Малые фольклорные формы, Составление рассказов по пословицам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: иллюстрации из пособия «Русские народные загадки и пословицы».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы знаете много сказок, которые сочинил народ.
- А какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
- В сказках заключена народная мудрость.
- Чему нас учат сказки? (Ответы детей)
- Да, они учат нас быть трудолюбивыми, добрыми. В сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово – пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию к пословице «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».
- Кто здесь изображен? (Ответы детей).
- Легко ли им нести такую ношу? Почему? (Ответы детей).
- И пословица о том же говорит : «Дружно – не грузно (значит, не тяжело, а врозь – хоть брось».
- Когда, в каком случае о людях можно сказать такую пословицу? (Когда люди помогают друг другу).
Придумайте об этом небольшой рассказ или сказку.
Рассказы детей по иллюстрации.
Физкультминутка.
В ладоши громко хлопните,
Ногой по полу топните.
Нагнитесь, распрямитесь,
Как струнки потянитесь.
Теперь доброжелательно
Друг другу улыбнитесь.
Должны вы сесть, глаза закрыть
И обо всем на миг забыть.
- А теперь послушайте, я расскажу вам одну историю : «В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке рядом лежали их игрушки: потрепанный, без колес и стекол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зеленая машина.
Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, –вздохнула старушка, – какие сами – такие и сани!»
- Почему она так сказала? Как старушка догадалась, чьи игрушки были на скамейке? (Ответы детей)
- У народа есть много пословиц о том, что нужно быть трудолюбивыми, уметь трудится: «Собирай по ягодке и наберешь кузовок»; «Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок».
- Какие еще пословицы о труде вы знаете?
Ответы детей:
- «Не сиди сложа руки так и не будет скуки»
- «Под лежачий камень вода не течет»
- «Лень до добра не доведет»
- «От скуки бери дело в руки»
- «Кто труд любит, долго спать не будет»
- Много у народа пословиц и поговорок. Нужно научиться понимать их и знать.
- Послушайте, что я вам расскажу :
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки.
- Что это?
Дети: Морковь.
- Да, это загадка про морковь. Чем отличается загадка от пословицы, сказки? (Ответы детей)
- Правильно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда нужно говорить их. Вспомните, какие загадки вы знаете. Загадайте их своим товарищам.
Дети загадывают загадки.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что вам запомнилось, понравилось больше всего?
- В чем были трудности?
- Сегодня мы говорили о пословицах, которые отображают народную мудрость, составляли рассказы по картинке, отгадывали загадки.