Дарья Захарова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
▼ Скачать + Заказать документы
Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич. "
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Познание»
(Развитие речи)
2020 г
Цель: познакомить с русской народной сказкой
«Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Былина „Алёша Попович и Тугарин Змеевич“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закреплять знания детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
- воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину;
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Обогащение активного словаря (Кольчуга, копьё, булава);
2. Воспитывать интерес к художественной литературе;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать эмоциональную отзывчивость;
2. Воспитывать любовь к красоте родной природы;
3. Развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
Оборудование:
1. ИКТ: Презентация.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте встанем и поприветствуем их! Молодцы, садитесь!
Ребята, а вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.
Воспитатель:
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавна на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами.
2. Беседа о богатырях
Селён, как вольный ветер
Могуч, как ураган,
Он защищает землю!
От злобных басурман
Он силой доброго богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей
Воспитатель: Ребята как вы думаете о ком это стихотворение? (о богатырях)
-Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы)
А как вы думаете, какими они были?
Дети (предполагаемые ответы) : Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе об их подвигах слагались сказки и былины.
Воспитатель: Ребята, мы читаем с вами рассказы, стихотворения, а вы знаете былины?
Воспитатель: Что такое былина? (То, что было давно)
-Какие былины вы знаете? («Илья Муромец и Соловей- разбойник». «Никита Кожемяка».
3. Чтение сказки «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Сегодня мы с вами познакомимся с Былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Но прежде чем слушать, я бы хотела у вас узнать, знакома ли вам эта картина? (Картина Васнецова «Три богатыря») Эта картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Сможете мне их назвать? (Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич) Многим из вас они знакомы по современным мультфильмам. В былинах, в сказаниях о богатырях, все было немного иначе, чем в мультфильмах. Я вам читала уже несколько былин о древнерусских богатырях, сегодня же речь пойдет об Алеше Поповиче. Алеша был самым молодым из этой тройки. Красивым и горячим. А что означает «горячий человек»? (Догадки) Вот послушайте былину, там и ответите на мой вопрос. (слушание аудио сказки с демонстрацией на экране).
Физкультминутка
И действительно, Алеша был молод и горяч. Он прямо на обеде у великого князя стал делать ему замечания, да над Тугариным надсмехаться. Тугарин вежливее был, в драку в княжеских хоромах не затеял, хотя мог, силушку свою зная: огромен он был, да из пасти пламя изрыгал.
Заметьте, у Тугарина отчество Змеевич. Что это может означать? (Что его папа был Змеем)
Ну как, понравилась ли вам былина? Было ли что-то, что больше всего понравилось? Замечательные вы слушатели, ребята, ничего не упустили из виду.
4. Видеовикторина по прочитанному.
1. С кем отправился в Киев Алёша Попович?
-Илья Муромец,
-Тугарин Змеевич.
-Яким Иванович.
2. На чём отправился в путь Алёша Попович?
-поехал на коне,
-пошёл пешком,
-поехал на велосипеде.
3. Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?
-Князь Владимир с княгиней,
-Соловей -Разбойник,
-Тугарин Змеевич.
4. Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?
-Алёша Попович,
-Яким Иванович.
-Тугарин Змеевич.
5. Какое блюдо Тугарин проглотил первым?
-жареную картошку,
-жареную лебедь,
-жареную рыбу.
6. С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змеевича?
-копья,
-меча.
-булавы
5. Игра «Да- нет»
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да.
На Руси богатыри есть…да.
Им всегда хвала и честь…. да.
Илья Муромец герой …. да.
Он был самый молодой….нет.
Соловья он победил…да.
Из автомата подстрелил…нет.
Алёша Попович тоже герой…. да.
Он сильный, смелый, молодой….да.
Он в Киеве граде дружинником был…да
Карабаса в бою победил…. нет.
На танках боролись богатыри с врагом…. нет.
Они воевали с мечом и копьём…да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.
Он змея сумел победить своей силой…. да.
Гордимся мы нашими богатырями…. да.
Хотим ли быть такими же сами…да.
6. Подведение итогов
Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки, раз, два три, и мы оказались в нашей группе.
-О ком мы сегодня узнали?
- Что нового узнали?
Рефлексия.
А сильные,могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь – не шатается,
И века простоит не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской стороне!
Слава русской старине!