Клавдия Спиридонова
Конспект НОД по развитию речи «В гости к Весне»
Тема «В гости к Весне»
Возраст детей:4-5 лет
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: подвести детей к осознанному пониманию хороших и плохих
поступков, значимости добрых дел и поступков в жизни людей.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „В гости к Весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Уточнять словарь детей по теме «Весна. Перелетные птицы». Формировать умение составлять рассказ по таблице (работа с мнемотаблицей). Совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных.
2. Дидактическая игра «Весенние слова». Учить детей подбирать слова-определения. Развивать творческое воображение.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Учить придерживаться социальных требований в общении с окружающими. Обеспечить получение опыта взаимодействия в подгруппах, умение согласовывать собственное поведение с поведением других.
2. Воспитывать чувство ответственности, культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формировать первичные представления о признаках весны. Развивать творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию
Образовательная область «Физическое развитие»
Дать возможность детям отдохнуть во время образовательной деятельности, избежать переутомления.
Оборудование: тематические картинки по темам: «Весна», «Птицы», «Правила поведения в природе», мнемотаблица «Весна», макет дерева; схемы правил поведения в природе.
Методы и приемы:
- практические: игровой момент «Передвижение на паровозе», игра- дидактическая «Рассели птиц».
-наглядные: конверт с письмом, шкатулка с заданиями, дерево,
- словесные : рассказывание по мнемотаблице «Весна»
Предварительная работа с детьми: просматривание развивающих программ о весне, рисование птиц и весенних пейзажей, разучивание загадок о птицах, чтение рассказов Бианки «Синичкин календарь»
Логика образовательной деятельности
№ Планируемые результаты Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Организационный момент
1 Создание интереса к теме образовательной деятельности.
Артикуляционная гимнастика на звук (у). В группу влетает Сорока.
Сорока. Здравствуйте, здравствуйте. Это средняя группа «Солнышко»?
Дети. Да.
Сорока. Тогда будьте добры – получите пригласительный билет. До свидания! Я спешу!
Воспитатель. Интересно, кто же нас приглашает.
Воспитатель открывает конверт и читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас в гости. Путь ко мне труден и далек. В пути вас ждут испытания. Желаю вам удачи в пути. Ваша долгожданная Весна».
Воспитатель. Ребята, давайте встретимся с Весной, а отправимся мы туда на веселом поезде. Я буду паровозом, а вы вагончиками.
Воспитатель. Паровозик отправляется. Просим занять свои места! Чух-чух, наш паровоз тронулся, поехали!
Все продвигаются, часто топая ступнями. Воспитатель ведет колонну детей «змейкой»
Загудел паровоз, он вагоны повез.
Новенький, блестящий,
Совсем как настоящий! У-у-у! Дети встают произвольно и слушают письмо.
Дети встают в затылок друг другу, кладут руки на плечи впереди стоящему
Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком (У, поколачивая по груди кулачками круговыми движениями.
Этапы занятия
2 Формировать первичные представления о признаках весны. Формировать умение составлять рассказ по таблице (работа с мнемотаблицей). Воспитатель. Хорошо, вот мы с вами и в лесу, а вот и в лесу наша шкатулка с заданиями.
На мольберте висит мнемотаблица.
- Дети, первое задание. Нужно вспомнить приметы весны и с помощью таблицы составить рассказ о весне.
Дети. Весной светит яркое солнце. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинах расцветают первые весенние цветы. Прилетают перелетные птицы и начинают строить гнезда. У деревьев начинается сокодвижение и скоро появятся первые листочки.
Воспитатель. Кто может повторить весь рассказ по таблице. Дети садятся мольберта и с помощью картинок символов составляют предложения о признаках весны.
Дети повторяют рассказ по таблице
4 Дидактическая игра «Весенние слова». Учить детей подбирать слова-определения. Воспитатель. Задание №2. А сейчас поиграем в весенние слова, а для этого все встанем в круг. Я назову слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.
Голубое, ясное, чистое, весеннее, высокое, безоблачное (небо)
Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель)
Яркое, золотое, лучистое, ласковое (солнце)
Холодный, снежный, весенний, солнечный, погожий (день)
Воспитатель. А теперь, наоборот, я называю слово, а вы говорите, какое оно:
Небо…
Солнце…
День…
Капель… Дети стоят произвольно по кругу, воспитатель читает слова, а дети высказываются (можно использовать любой предмет).
5 Физкультминутка. Игра-импровизация «Птицы»
Закрепить умение детей выполнять движения под музыку. Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Ребята, представьте себе, что вы - птицы. Закройте глазки и присядьте. Птички отдыхают на ветке и спят. Вот пригрело теплое солнышко, и птички проснулись, расправили перышки, потянулись и полетели.
Взмахнули крылышками и полетели по-голубому небу, летали птички и устали, опустились на травку возле ручейка и попили водички. Снова полетели и опустились на птичий двор.
Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А там кого только нет: гордый петух, утята непослушные, куры-хохотушки.
Погостили птички у них и полетели домой, А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички снова уселись на веточки, сложили свои крылышки и уснули.
А теперь открываем глазки и говорим: «Раз, два, три – обернись, обратно в детей превратись.» Дети с огромным удовольствием представляют себя птицами, повторяют движения под музыку, передвигаясь по залу.
6 Уточнять словарь детей по теме «Весна. Перелетные птицы». Совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных.
Воспитатель. Задание №3. А теперь переходим к дереву и видим птиц в одной стайке. На какие две стаи можно разделить этих птиц?
Дети. На зимующих и перелетных.
Воспитатель. Каких птиц мы поставим под знаком снежинка? Под знаком солнышко? Для этого разделимся на две команды.
Воспитатель. Почему этих птиц называют перелетными? Почему они улетают? А чем питаются зимующие птицы?
- А если корм для птиц, он чей? Птичий
-Кормушка чья? Птичья
-Следы на снегу чьи? Птичьи
-Гнездо для птиц, оно чье? Птичье
Дети строятся в две команды, берут с дерева картинку с изображением птицы и ставят под соответствующим знаком.
Развивать творческую активность, любознательность и познавательную мотивацию Учить придерживаться социальных требований в общении с окружающим миром. Воспитатель. Нам Весна прислала записку : «Дорогие друзья. Вы прошли большую часть пути и теперь я хочу узнать знаете ли вы правила поведения в природе.» Задание №4. Здесь есть таблички о правилах поведения в природе. Давайте рассмотрим их и расскажем о том, что нельзя делать и почему.
Дети составляют из картинок- символов фразы.
- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
-Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы выводят в них птенцов.
-Нельзя уничтожать насекомых, потому что ими питаются птицы. Дети рассматривают картинки и строят предложения о правилах поведения в лесу.
Подведение итогов занятия
9 Подведение итогов занятия, обмен впечатлениями. К детям выходит девочка Весна.
Весна. Молодцы, вы успешно справились со всеми заданиями. Вы были настойчивыми и терпеливыми. За ваше усердие я хочу наградить вас и подарить свои весенние раскраски.
Воспитатель. А теперь давайте вспомнить какие задания вам больше понравились.
Дети отвечают на вопросы воспитателя (используется технология «микрофон»)