Светлана Грачева
НОД по развитию речи «Разучивание стихотворения «Снегири» с помощью пиктограммы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи
Организованная образовательная деятельность.
Подготовительная группа №5
Грачева С. И.
ТЕМА Разучивание стихотворения с помощью пиктограммы
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Социально- коммуникативное развитие. Физкультурное развитие.
Художественно- эстетическое развитие.
Виды деятельности:
Коммуникативная.
Игровая.
Двигательная.
Познавательная.
Публикация «НОД по развитию речи „Разучивание стихотворения „Снегири“ с помощью пиктограммы“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снегирь
- Снегирь. Сказки, стихи, детская литература
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Методы и приемы работы с детьми :
Практические:
Выполнение заданий;
Кодирование в образы;
Запоминание (соединение 2-х образов);
Наглядные: демонстрация пиктограмм, схем, картинок, показ образца;
Словесные: рассказ педагога, составление детьми короткого рассказа по пиктограмме ;
Чтение детьми и педагогом стихотворения с опорой на пиктограмму;
Расшифровка пиктограмм, схем.
Материалы и оборудование:
Пиктограммы(«Фея» «Снегири»
Схемы (Антонимы, синонимы)
Аудиозапись «И. Токмакова «В Чудной стране.», Картинки с гномиками, снежинки, подарочный мешок.
Технологии:
Здоровьесберегающие.
Игровые.
Личностно- ориентированные.
Технология проблемного обучения
Предварительная работа:
Рассматривание картинок «Антонимы» «Синонимы»
«Многозначные слова»
Рассматривание мнемоквадратов. мнемодорожек, мнемотаблиц,пиктограмм, схем.
Рисование пиктограммы по рассказу, стихотворению.
Заучивание стихотворений по пиктограмме.
Пересказ рассказа, сказки с помощью пиктограммы
Дидактические игры:
«Скажи наоборот»
«Скажи иначе»
«Назови похожее»
«Подбери словечко».
«Что бывает …. длинным. широким. круглым и т д
«Угадай что это?»
«Подбери действия к предметам»
«Кто может совершать эти действия?»
«Часть- целое»
«Что общего?»
«Закончи строку»
Беседа «Знаки и символы»
НОД
«Слова- неприятели»
«Слова- приятели»
«Многозначные слова»
Пересказ К. Ушинский «Слепая лошадь»(с помощью пиктограммы)
Чтение Н. Носов «Живая шляпа»(Рисование пиктограммы)
Заучивание стихотворений с помощью пиктограммы :
«Жук»
«Жаба»
«Вышли мыши как-то раз…»
«Сколько знаю я дождей»
«Мишка, Мишка. что с тобой?»
«У Лукоморья»
«Осень» и т. д.
.
Цель: Развитие связной речи детей через заучивание стихотворения с помощью пиктограммы.
Образовательные задачи :
Закрепить умение детей соотносить языковую информацию со знако- символической системой.
Закрепить умение детей находить в рассказах, стихах, таблицах слова с противоположным значением;
умение детей выстраивать синонимический ряд слов;
Закрепить умение детей слушать, находить языковую информацию в тексте и
понимать лексическое значение многозначных слов.
Уточнять, обогащать словарный запас детей за счет использования антонимов, синонимов, многозначных слов в самостоятельной речи.
Закрепить умение детей пользоваться пиктограммой при заучивании стихотворения.
Развивающие задачи :
Развивать логического мышления через заучивание стихотворения с помощью пиктограммы и построения речевого высказывания.
Развивать общую и мелкую моторики.
Развивать умение удерживать внимание при заучивании стихотворения с помощью мнемотаблицы
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, желание проявлять инициативу, умение детей действовать согласно словесной инструкции.
Продолжать учить работать в парах, в команде; желание помочь тем, кто испытывает трудности.
Мотивационный этап
Я дарю в ладошках солнце
Я дарю его друзьям
Улыбнитесь – это просто.
Лучик солнца- это вам!
Гости здесь у нас с утра
Поздоровайтесь. друзья!
Дети. посмотрите на доску. Вставьте пропущенные буквы в слова, и вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Бере. а З
Стра. а Н
Побед. а А
Челове. К
Росси. И
Исполнительский этап
1 - Какие знаки вы знаете? (дорожные. пешеходные, указательные. разрешающие. запрещающие, экологические, математические, знаки препинания, буквы, цифры, спортивная символика, государственные символы России)
-Где можно встретить энаки. символы (на улице, в лесу. на дороге. в поликлинике, на занятиях в пиктограммах)
Сегодня мы с вами будем расшифровывать знаки. схемы. пиктограммы, учить стихотворение с помощью пиктограммы.
2. Что такое пиктограмма? (Пиктограмма- это письмо рисунками. знаками, символами)
Правильно.
Пиктограмма- это еще и язык шифров, которые знаете только вы.
Сейчас нам предстоит расшифровать пиктограмму. Посмотрите на картинки и раскодируйте их. (преобразуйте картинки, знаки в словесные образы).
Дети расшифровывают пиктограмму.
Фея заколдовала веселых гномиков в снежинки. Нужно расколдовать гномиков. (Показ на доске гномиков под снежинками)
Вы - волшебники. правильно раскодировали пиктограмму.
О чем просят гномики в этом письме (расколдовать)
Какой знак помог вам расшифровать это слово (перечеркнутая волшебная палочка)
Зрительная гимнастика.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).
Слева – сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
3. Дети, оказывается гномики шли к вам с подарком. но волшебная Фея заколдовала их. Чтобы расколдовать гномиков и получить подарок, нужно выполнить задания Феи.
4. Итак. Нам нужно расколдовать трех гномиков.
Первый гном – большой чудак.
Он все делает не так:
любит он очень слова – неприятели.
Какие слова называются словами- неприятелями (Это слова с противоположным значением. Это слова, которые не дружат)
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки ми мальчики.
Очень крепко дружат маленькие пальчики.
12345 начинаем мы считать,
12345 мы закончили считать.
Обратите внимание на эту схему (на доске и у детей)
В ней Фея спрятала слова – неприятели. Ваша задача найти эти слова и закрыть их пазлами. Закрыли? Проверяем. Назовите слова – неприятели. (Смех- плач. Враг- друг.) Какое животное у вас получилось? (Котик
Вот мы и расколдовали первого гномика. (убираем снежинку)
5. Второй гном – веселый добряк
Со словами дружит
Никогда не тужит.
Чтобы освободить второго гнома, Фея предлагает вам игру «Найди пару» Нужно прочитать слова и соединить стрелочкой слова – приятели.
Какие слова называются словами-приятелями? (Слова. которые звучат по- разному. а обозначают одно и то же)
Я листочек положу
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
Потому что не ленюсь.
Показ схемы на доске. У каждого ребенка схема слов -приятелей
Найдите слова – приятели на этой схеме, соедините их стрелочкой. (Слабые дети - две пары слов. сильные – три пары слов)
Нашли? Соединили слова- приятели парами?
А теперь поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте друг друга. Все правильно сделали? Молодцы.
Вот и второй гном получил свободу! Открыли гномика. (Убрали снежинку.)
6. Нам надо помочь и третьему гномику.
Третий гном- счетовод
Он ведет веселый счет
У него своя игра:
Любит наш гном слова, которые одинаково пишутся, одинаково слышатся, но обозначают разные предметы Какие слованазываются мго (многозначные)
Какие слова называются многозначными словами? (Слова. которые имеют много значений)
Давайте отдохнем. Физкультминутка.
Мы по улице шагаем
Сами вывески читаем
Мы читаем все подряд:
Слово горькое - аптека,
Рядом сладкие слова:
Фрукты. пряники, халва.
Наша Фея не только умная. но и хитрая. Она спрятала многозначные слова не в пиктограмме, а в стихотворении.
Послушайте стихотворение «В чудной стране» и найдите в нем многозначные слова. (Глазок, ножка, язычок) Объясните их значение.
Аудиозапись стихотворения И. Токмаковой
«В чудной стране»
Вы правильно выполнили и это задание Феи, значит и третий гном свободен. (Открыли гномика.)
7. Сели. Вот и расколдовали мы всех гномиков. Хотите узнать какой подарок нам несли гномики?
Посмотрим (Подарочный мешок с пиктограммой и сюрпризами для детей)
Что это? (Пиктограмма.)
Гномики дарят нам пиктограмму, с помощью которой мы выучим новое стихотворение. Но не только пиктограмму нам дарят гномики., здесь еще подарки для вас. Но эти подарки мы получим после занятия. (Пиктограмма вывешивается на доску)
Физминутка.
Работа с пиктограммой.
а)Чтение стихотворения «Снегири» педагогом.
Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири.
Распушили перышки
Греются на солнышке.
Головой вертят
Улететь хотят
- О ком говорится в этом стихотворении (о снегирях)
- Как вы понимаете слово «распушили»? (перышки стали пушистые)
б).Обратите внимание на пиктограмму.?
Расшифруем знаки, картинки. Преобразуем картинки, знаки в словесные образы. Вы же волшебники.
Этот знак что обозначает? (Слово ветки)
Следующий знак ГЛАЗ что обозначает?
- Что мы делаем глазками? Смотрим.
(Знак глаз обозначает слово Посмотри)
- Какого цвета майка? (красного)
- В каких майках снегири (в красных майках)
- Солнышко у нас какое? (Яркое, теплое)
-Что делают снегири на солнышке (греются)
Знак солнышко обозначает слово греются)
- Как вы думаете знаки стрелочки в одну и другую сторону, что могут обозначать? (слово вертят)
И последний знак, я думаю, вам понятен (улететь хотят)
в)Чтение стихотворения педагогом с опорой на картинки.
г) Чтение стихотворения детьми с опорой на картинки Чтение стихотворения парами.
К доске пойдут Варя и Рома.
Чтение стихотворения рядами. (встали)
Чтение стихотворения всей группой.
д)Чтение стихотворения без пиктограммы.
Рефлексивный этап
Что нового мы узнали на занятии?
Продолжи фразу….
Мне понравилось…
Мне было трудно….
Мне было легко…