Елена Жаворонкова
НОД по развитию речи с использованием дидактических игр в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. В дидактической игре основная задача это усвоение знаний в ненавязчивой игровой форме. Итоговой целью дидактических игр является плавный переход к учебным задачам, который происходит постепенно.
Цель: совершенствовать речь детей, активизировать словарь.
Задачи: образовательные
Публикация «НОД по развитию речи с использованием дидактических игр в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Пополнение и активизация словаря, развитие речевого мышления, грамматически правильной речи, внимания и воображения, упражнять в подборе прилагательных и существительных, уменьшительно-ласкательной формы.
Развивающие :
Развивать речевую и познавательную активность детей, связную речь, развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, упражнять в координации речи с движениями,
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Форма проведения: игра.
Предварительная работа: чтение сказки «Кот в сапогах».
Материалы и оборудование: игрушка «Кот в сапогах», мяч, картинки с изображением сезонных явлений, картинка с изображением сахара, массажные шарики су-джок, магнитная доска, смайлики с магнитиками, ноутбук, видео «Зимняя физминутка»
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте!
Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются комплименты.
А что такое комплименты? (ответы детей) Воспитатель объясняет детям значение слова «комплимент» (добрые, приятные слова, которые говорят человеку о нем).
Игра «Комплименты»
Воспитатель: Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
Сейчас мы с вами будем передавать друг другу мячик, и говорить комплименты.
Ребята, вы молодцы, знаете много ласковых слов.
Сюрпризный момент.
К нам сегодня пришел гость. Но прежде, чем узнать, кто это, отгадайте загадку.
Я с хозяином дружу,
Верно, я ему служу.
Я усатый и хвостатый,
Сапоги ношу на лапах.
Дети: Кот в сапогах.
Воспитатель: Правильно. К нам в гости пришел Кот в сапогах. Поздоровайтесь с ним.
Кот в сапогах говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в его сказочном городе все жители поссорились и не могут определиться какое время года лучше зима или лето. Кот говорит, что очень любит зиму! Ведь зимой самый лучший праздник «Новый Год». Как вы думаете ребята, что хорошего в этом празднике?
Дети: Дед мороз приносит подарки и т. д.
Воспитатель: Ребята за что вы любите зиму?
Дети: ответы детей. (Можно на лыжах кататься и на санках, в снежки играть, крепость строить, лепить снежную бабу, наблюдать за снегопадом, можно проводить опыты, растопить снег в группе и талой водой поливать комнатные растения).
Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А что плохого?
Дети: Плохо когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед, можно поскользнуться и упасть, и повредить себе что-нибудь.
Воспитатель: Выходит, что зимой то же есть и хорошее, и плохое.
Дидактическая игра : «Что бывает зимой, а что бывает летом».
На столе лежат вперемежку картинки с изображением сезонных явлений. Дети выбирают картинки, где изображены только зимние и летние явления. Дети называют эти явления полным предложением.
«Зимняя физминутка» с использованием видео.
Пальчиковая гимнастика с использованием шарика «су-джок».
«Лето по полю гуляло»
Лето по полю гуляло,
Лето шило вышивало (надеваем кольцо на большой палец)
Луг – цветами, (на указательный палец)
Лес – листами, (на средний палец)
День – лучами, (на безымянный палец)
Ночь – звездами (на мизинец)
Дидактическая игра «Зимние и летние месяцы»
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним зимние и летние месяцы. У меня набор картинок с изображением времен года и ярко выраженными явлениями. Надо выбрать те, которые соответствуют месяцу и времени года.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть с мячом?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Бывает - не бывает».
Я буду произносить словосочетания, а вы быстро должны ответить.
Иней летом (не бывает, снег зимой (бывает, мороз летом (не бывает, капель летом (не бывает) и т. д.
Воспитатель: Ребята, а Кот в сапогах хочет поиграть в веселую игру. Поиграем?
Игра «Гирлянда ассоциаций» .
Воспитатель показывает картинку с изображением сахара и спрашивает
Что это?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Какой?
Дети: Белый.
Воспитатель: Что еще белое?
Дети: Снег.
Воспитатель: снег, какой?
Дети: Пушистый.
Воспитатель: Что еще пушистым?
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Одуванчик, какой?
Дети: Белый.
Воспитатель: Что еще бывает белым?
Дети: Снег.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень много знаете о лете и зиме. Ребята у кота сложилась такая ситуация. Его бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на крайнем севере, там снег никогда не тает, чтобы придумать, чтобы бабушка смогла увидеть снег, а дедушка траву и деревья? (только переезжать никуда они не хотят) .
Обсуждение проводится в режиме «Мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты, а затем анализируются и выбираются наиболее удачные варианты.
Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята у меня на столе лежат смайлики. Вы должны выбрать смайлик и прицепить на доску. Расскажите, у кого какое настроение осталось после занятия.
Результат:
Расширился словарный запас через участие в словарно-речевых играх, закрепились знания детей о зиме и лете. Обогатилась речь детей существительными, обозначающими предметы, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Дети стали говорить комплименты друг другу и взрослым. С помощью шариков Су-Джок развиваем мелкую моторику рук, стимулируем речевые зоны коры головного мозга. Умение детей самостоятельно играть в игры.